22 апреля 2014 года в публикации в Financial Times под названием "Объединенная Европа может покончить с энергетической хваткой России" премьер-министр Польши Дональд Туск предложил Европейскому Союзу создать "энергетический союз" для того, чтобы, контролируя из единого европейского центра поставки, сократить зависимость европейских стран от поставляемого "Газпромом" газа. Предложение польского премьера имело довольно большой резонанс в идущей сейчас в западных СМИ кампании виртуальных проектных санкций против России в связи с кризисом на Украине. Насколько реальна подобного рода угроза?

Заявление Туска является, с одной стороны, его ответом на заявление комиссара по энергетике Евросоюза Гюнтера Оттингера о том, что возможные экономические санкции против России из-за дестабилизации на Украине никак не повлияют на сделки по газу между странами ЕС и Россией.

В минувшее воскресенье в интервью одному германскому изданию Оттингер заявил: "Из моих многочисленных переговоров с "Газпромом", складывается впечатление, что наши российские партнеры будут выполнять свои контрактные обязательства и поставлять газ". "Я против сворачивания или даже сокращения наших газовых связей с Россией в ближайшие годы", - добавил он. Таким образом, Брюссель заранее предупредил, что сфера газовой энергетики выводится за рамки возможных санкций против России. Между тем, именно российский газ в отличие от нефти уже несколько лет является главным объектом претензий в сфере энергетической безопасности Европы. Туск попытался дезавуировать заявление еврокомиссара и показать, что санкции по газу против России возможны.

Показательно, что предложение польского премьера Туска поступило накануне саммита "большой семерки" министров энергетики, которые собираются обсудить возможности скорейшей организации альтернативных поставок газа в Европу, увеличения числа газохранилищ, возможно, расконсервацию части остановленных ранее АЭС.

С другой стороны, польский премьер в Financial Times непрямо ответил на письмо президента РФ Владимира Путина главам европейских стран, закупающих российский газ, в котором сообщил о "возможных последствиях для транзита газа" в Европу в связи с задолженностью Киева. Туск выводит за скобки возможную новую газовую войну между Россией и Украиной и пытается противопоставить ей более долгосрочные последствия для России. "Независимо от того, как будет развиваться кризис на Украине, один урок ясен: чрезмерная зависимость от российской энергии ослабляет Европу. А Россия не продает свои ресурсы дешево - по крайней мере, не каждому", - пишет Туск на страницах Financial Times. Польский премьер призывает Европу не бояться угрозы новой газовой войны между Россией и Украиной. Ей он попытался противопоставить меры долгосрочной политики европейцев против российского газового монополиста. Речь идет о поиске возможности сокращения цены на российский газ для европейских потребителей. Поэтому польский премьер попытался поднять проблему ценовой политики "Газпрома". В перспективе единство потребителей, полагает Туск, должно противостоять ценовым запросам российского газового монополиста.

Что касается конкретики, то Туск предложил создать единую европейскую организацию, которая будет покупать газ для всех 28-ми государств Евросоюза. В этом аспекте польский премьер ссылается на пример агентства "Евроатом", через которое осуществляются единые закупки урана для европейских АЭС. Правда, заметим мы, европейские АЭС остаются штучными объектами, которые можно перечислить на одной странице. С потребителями газа дело обстоит сложнее. Туск ссылается на пример того, что ЕС уже определил единый орган для контроля за банками в рамках создаваемого банковского союза. Теперь, полагает польский премьер, очередь за газовой энергетикой.

По мнению Туска, сначала европейским странам нужно будет разработать механизм для ведения совместных переговоров с Россией. Затем им надо будет поддержать строительство новых газохранилищ и развитие необходимой инфраструктуры, что обеспечит бóльшие возможности для внутреннего транзита. Для той ситуации, если одна или несколько стран Евросоюза подвергнутся энергоблокаде, Туск предложил, чтобы ЕС определил гарантии - "механизмы солидарности" для поставок им из фондов других стран ЕС.

В настоящее время каждая из стран ЕС ведет дела с "Газпромом" на национальном уровне. Цены на российский газ широко варьируются в ценовом диапазоне для европейских стран. Это вызывает нарекания европейцев, которые полагают, что на ценообразование "Газпрома" влияет политический фактор. Так, прибалтийские страны жалуются, что они платят за поставляемый из России газ на 35% больше, чем Германия, которая находится дальше от России, чем они.

На днях британский министр энергетики Эд Дэйви заявил: "В последнее время было два, если не три случая, когда Россия пыталась использовать свой статус энергетической супердержавы в довольно агрессивной манере". "Нельзя мириться с тем, чтобы Россия выкручивала руки конкретным странам. Мы не должны допустить, чтобы эта проблема сошла с повестки дня", - полагает британский министр энергетики. Подобная риторика связана с углублением конфликта Запада и России вокруг Украины. "Газпром" в апреле заявил, что цена на газ для Украины может возрасти на 44%. 23 апреля 2014 года глава Минэнерго Украины Юрий Продан перед заседанием Кабинета министров сообщил журналистам, что украинский "Нафтогаз" согласен покупать российский газ у "Газпрома" лишь по цене $268,5.

В настоящее время "Газпром" экспортирует природный газ в европейские страны преимущественно в рамках долгосрочных контрактов сроком до 25 лет, заключенных обычно на базе межправительственных соглашений. "Газпром" заявляет, что именно долгосрочные контракты являются основой стабильности и надежности поставок газа в условиях устойчивой работы газодобывающей отрасли. Только подобные контракты могут обеспечить производителю и экспортеру гарантию окупаемости многомиллиардных инвестиций, необходимых для реализации крупных газовых экспортных проектов, а импортеру - гарантию надежного и бесперебойного газоснабжения в течение длительного периода времени. Долгосрочные контракты "Газпрома" с его основными клиентами содержат условие "бери или плати". Это означает, что в контрактах определен минимальный объем газа, который потребитель обязан оплатить даже в том случае, если фактически возьмет меньший объем. Для такого крупного производителя и поставщика природного газа, каковым является "Газпром", это служит необходимой гарантией ответственности покупателя. Как это ни странно, но, если предложение Туска было бы реализовано при условии сохранения долгосрочного контракта, то "Газпром" приобрел бы более устойчивое положение для своей стратегии развития своего европейского рынка.

В статье в Financial Times Туск посчитал, что, по меньшей мере, десять стран Евросоюза зависят от единственного поставщика природного газа - российского "Газпрома". Критерием подобной оценки является уровень в более, чем половину их импорта. Собственно сама Польша является крупнейшим (четвертым в Европе) импортером российского природного газа.

Туск в публикации в Financial Times призвал страны ЕС разрабатывать собственные источники газа для сокращения зависимости от российских поставок. Польша в Евросоюзе уже стала одним из самых активных адептов продвигаемой США разработки сланцевых месторождений газа. Однако до сих пор каких-либо достижений Польши в этой сфере не представлено. Природный газ выгоден европейской энергетике благодаря экологической чистоте его использования. И, наоборот, разработка сланцевых месторождений газа несет угрозу локальной экологии, что обесценивает его добычу.

Туск полагает, что Еврокомиссии следует разрешить странам-членам добычу любых полезных ископаемых на своей территории, будь то уголь или сланцевый газ. Туск отметил, что в странах, расположенных на востоке ЕС, уголь является синонимом энергетической безопасности. В подобном контексте Туск подразумевал именно Польшу с ее Силезским угольным бассейном. Таким образом, для сокращения зависимости от российского газа польский премьер предложил вернуться к экологически "грязному" углю в энергетике ЕС. Помимо этого, полагает он, необходимо искать новых поставщиков сжиженного газа за пределами Европы. Туск считает, что в комплексе мер это будет достаточно длительная по времени политика для разрушения российской монополии на поставки газа в Европу.

Вопрос энергетической безопасности является одним из самых актуальных в современной внешней политике Евросоюза. Проблема получила дополнительный импульс после событий "газовой войны" России и Украины в 2009 году, когда европейские потребители на короткий срок зимой получили сокращенные поставки газа из России. "Газпром" в настоящее время находится под давлением со стороны Европейской комиссии, которая угрожает штрафом российскому монополисту за его практику доминирования на рынке восьми стран Евросоюза.

Однако текущая экономическая практика демонстрирует, что "механизмы солидарности" стран ЕС сталкиваются с эгоизмом крупных национальных игроков Евросоюза, интересы которых увязаны с интересами собственных энергетических концернов. Практическая политика в области энергетики по-прежнему остается прерогативой национальных правительств, и они не хотели бы отказаться от важнейшей части своего суверенитета в этой области в пользу Брюсселя. Страны Центральной Европы вынуждены в вопросе энергетической безопасности маневрировать между "Газпромом" и крупными европейскими энергетическими компаниями из Старой Европы, стремящимися овладеть местным потребительским рынком. Передача суверенных прав Брюсселю в вопросе газа в качестве оборотной стороны решения может иметь расширение возможностей европейских энергетических гигантов на оптовых и розничных рынках газа этих государств. В конечном счете, игра в будущем может свестись исключительно к взаимоотношению российского "Газпрома" с этими энергетическими европейскими компаниями при устранении от дел местных правительств.

Очевидно, что предложение Туска потребует длинной череды согласований, и нет никаких гарантий, что окончательное решение будет принято, поскольку слишком много интересов вовлечено в эту сферу.

Неясно, как придется соотнести действующие сейчас разновременные контракты с "Газпромом" с новой предлагаемом Туском практикой заключения соглашений. С санкции национальных государств "Газпром" имеет долгосрочные контракты с европейскими энергетическими концернами: GDF SUEZ (Франция) до 2030 года, E.ON Ruhrgas (Германия) до 2035 года, Wintershall Holding (Германия) до 2030 года, Gasum (Финляндия) до 2026 года, RWE Transgas (Чехия) до 2035 года, ENI (Италия) до 2035 года. Пролонгированы на период до 2027 года и подписаны новые контракты с австрийскими компаниями EconGas, GWH, Centrex. Заключены контракты с румынской компанией Conef Energy на период 2010-2030 годов, со швейцарской компанией WIEE на период 2013-2030 годов, с немецкой компанией WIEH сроком до 2027 года, с чешской компанией Vemex на срок до 2018 года, с итальянской Premium Gas на период до 2024 года, с Sinergie Italiane до 2022 года. В каждом из этих контрактов заложен не только национальный, но и частный корпоративный интерес с обеих сторон.

Европейцы, особенно сильно зависящие от поставок "Газпрома", активно лоббируют свои позиции на переговорах с российским гигантом. В 2012 году "Газпром" вынужден был согласиться на серию значительных корректировок по действующим контрактам. "Газпрому" пришлось, "исходя из рыночных условий", корректировать цену на газ в контрактах с GDF Suez (Франция), Wingas (Германия), SPP (Словакия), Sinergie Italiane (Италия) и Econgas, Centrex (Австрия), Eni (Италия), E.On (Германия) GasTerra (Голландия).

Предположительно, в настоящее время цены "Газпрома" на газ по долгосрочным контрактам выглядят следующим образом: Македония - $564, Польша - $528, Босния - $515, Чехия - $503, Болгария - $501, Дания - $495, Словения - $486, Греция - $477, Сербия - $457, Швейцария - $442, Италия - $440, Румыния - $432, Словакия - $429, Турция - $407, Австрия - $397, Франция - $394, Финляндия - $385, Германия - $379, Голландия - $371, Великобритания - $313, Приднестровье - $240, Армения - $189, Белоруссия - $186. Итак, самый дешевый газ "Газпром" в первом полугодии 2012 года поставлял из стран ЕС Великобритании - $313. Доля "Газпрома" на развитом энергетическом рынке Великобритании составляла лишь 10%. Однако предположительно в прошлом году цены на газ для Польши ($525), Чехии ($503) и Болгарии ($501) превышали предлагаемую сейчас "Газпромом" цену Украине.

В настоящее время европейские клиенты "Газпрома", опасаясь прекращения транзита российского газа через Украину, срочно наращивают поставки газа. В случае остановки украинского транзита, Европе придется перейти на сокращенные поставки. При полной загрузке газопровод "Северный поток" сможет прокачать 55 млрд. куб. м., а газопровод "Ямал-Европа" - 32 млрд. куб. м. Напомним, что в 2012 году "Газпром" поставил в Европу 139 млрд. куб. м. газа. Сопоставление этих объемов с имеющимися уже запасами газа в европейских хранилищах свидетельствует о том, что европейцы могут согласиться с новой "газовой войной" России и Украины продолжительностью до полугода. Не трудно заметить, что при отключении украинского транзита существующая система газопроводов "Северный поток" и "Ямал-Европа" сможет в полном объеме обеспечить потребности в природном газе именно Польши и Германии.

Крупнейшими иностранными партнерами "Газпрома" в Европе являются: немецкие компании E.ON, BASF, Wintershall Holding, Verbundnetz Gas, Siemens; французские GDF SUEZ, EDF и Total; итальянская ENI; финская Fortum; голландские Gasunie и GasTerra; датская DONG Energy; австрийская OMV; венгерская MOL; польская PGNiG; словацкая SPP, "Болгарский энергетический холдинг" ЕАД. При сопоставлении этого списка с известными объемами потребляемого европейскими странами природного газа не трудно заметить, что одна Германия приобретает больше российского газа, чем Болгария, Греция, Румыния, Финляндия, Словакия, Венгрия и Чехия вместе взятые. Польша приобретает более чем в три раза меньше газа, чем Германия. Германские энергетические компании остаются сейчас самыми крупными и платежеспособными потребителями российского газа. Именно германская энергетическая компания RWE первой воспользовалась возможностью дополнительно заработать на реверсных поставках в период газового конфликта между Россией и Украиной. В случае конфронтации на газовом фронте между Украиной и Россией ситуацией попробуют воспользоваться в своих интересах, в первую очередь, германские энергетические концерны, имеющие в настоящее время самую развитую инфраструктуру хранения и транспортировки. Благодаря газопроводу "Северный поток", они не боятся за объем поставок российского газа. Поэтому им сейчас не выгоден излишний контроль из Брюсселя. Предложение Туска могло бы иметь какие-то последствия лишь в том случае, если бы оно прозвучало из уст ведущего германского политика, например, Ангелы Меркель. Германия сейчас не заинтересована в передаче своего энергетического суверенитета наднациональным бюрократическим органам Евросоюза, поскольку текущая ситуация сама по себе ведет к укреплению позиций германских энергетических компаний в Европе.

В этих условиях "Газпрому" угрожают не столько предложения Туска, сколько продолжающаяся стагнация экономики Европы.

"Газпром" планировал нарастить объем поставок в Европу в 2013 году со 140,5 млрд. до 151,8 млрд. куб. м. с перспективой в 209 млрд. куб. м. в 2015 году. Подобный план оказался излишне оптимистичным прожектом, поскольку экономика Европы все еще не демонстрирует существенного роста. До сих пор "Газпрому" не удалось вернуться к максимальной отметке поставок газа в Европу, зафиксированную в докризисных 2007-2008 годах. Несмотря на это обстоятельство, по данным представленным статистической службой ЕС Eurostat, импортный природный газ в газовом балансе Евросоюза увеличился с 63,4% в 2009 году до 65,8% в 2012 году. При этом доля России в импорте возросла с 22% в 2010 году до 30% в 2012 году. Экономический кризис не пошатнул позиции "Газпрома" в Европе, но и не улучшил их. Текущий политический кризис пока не угрожает санкциями ведущему российскому монополисту. Предложение Туска остается трудновыполнимым проектом, прозвучавшим с периферии Европейского Союза.

Европейская редакция ИА REGNUM