До европейских выборов в Евросоюзе остается ровно месяц. Европейские выборы пройдут с 22 по 25 мая 2014 года. В них примут участие 400 миллионов граждан ЕС, которые должны выбрать 751 депутата европейского парламента, которые будут представлять своих избирателей в течение следующих пяти лет. Заметим, что 400 млн. - это идеальная цифра. Обычно в странах-членах ЕС явка на европейские выборы значительно ниже, чем на национальные выборы. В связи с этим обстоятельством в Брюсселе решили в этом году сдвинуть проведение европейских выборов с обычного срока - с июня месяца на май. В 2014 году Европейский парламент будет избран в восьмой раз, начиная с первых прямых выборов в 1979 году.

Майские выборы - это первые реальные выборы в Европейский парламент в истории Евросоюза, которые будут иметь решающее влияние на выбор будущего главы европейской исполнительной власти. Одним из новшеств, введенных в соответствии с Договором ЕС (пунктом 5 статьи 17 Лиссабонского договора, действующего с 1 декабря 2009 года), является положение о том, что при назначении следующего председателя Европейской комиссии государства-члены должны будут "учитывать выборы в Европейский парламент". Европейский парламент будет избирать председателя Европейской комиссии из кандидатов, предложенных Европейским советом, который, в свою очередь, учтет результаты европейских выборов. Это означает, что выбор кандидата на должность председателя Еврокомиссии в конечном счете должен быть одобрен новым составом Европейского парламента. Председатель Европейской комиссии, в соответствии с условиями Договора, должен быть "избран" парламентом. Таким образом, избиратели в отдельных государствах-членах ЕС окажутся в состоянии повлиять на выборы будущего главы Европейской комиссии.

Брюссельский наднациональный уровень власти в Европейском Союзе все более начинает напоминать парламентские системы в государствах-членах ЕС. Подобное развитие наднациональной власти Брюсселя будет способствовать бóльшей политизации Европейского Союза, в частности, благодаря санкционированному избирателем персональному олицетворению европейской политики. Сегодня Европейский парламент уже не является просто консультативным институтом. В этой связи в Европе сейчас много говорится о своеобразном новом качественном "переходе", поскольку принятые Лиссабонским договором положения меняют общие правила игры. Мартин Шульц - основной кандидат на европейских выборах от европейских социал-демократов даже заявил о "настоящей вехе в демократии". Новый европейский парламент постепенно превращается в полноценный законодательный орган, принимающий решения вместе с Европейским советом, в который входят представители стран-членов Евросоюза. Это обстоятельство необходимо иметь в виду России.

Европейский парламент избирался на основе всеобщего голосования с 1979 года. Но все эти выборы с практической точки зрения их результата являлись более символическим действием. Они создавали некую общую европейскую квази гражданскую идентичность, и только. Безвластный статус Европейского парламента определялся тем, что он не мог самого главного - влиять на национальные бюджеты стран-членов ЕС. Теперь, в соответствии с последними новшествами Европейского Союза, Европейская комиссия получила определенную степень контроля над национальными бюджетами, а Европейский парламент может влиять на состав этого верховного исполнительного органа Евросоюза. Означенные обстоятельства будут способствовать укреплению демократической легитимности Брюсселя в принятии решений в общем европейском процессе и, в конечном итоге, продолжению европейской интеграции.

Впервые через европейские выборы граждане смогут влиять напрямую на направление политики ЕС, представленной сейчас в Европейском парламенте двумя основными силами: правоцентристами из "Народной партии" и левоцентристами из социал-демократии. В связи с новой возможностью европейцы смогут занять более четкую позицию по вопросу о будущем Европы. И это должно проявиться через влияние на состав европейской исполнительной власти. Новый порядок может повлиять на процесс развития европейской интеграции на основе более четких политических альтернатив.

Вечером в понедельник 28 апреля 2014 года в Маастрихте на базе местного университета впервые в истории Евросоюза состоятся предвыборные дебаты между основными претендентами - кандидатами на пост председателя Еврокомиссии от "Народной партии" Жан-Клодом Юнкером и от социал-демократов Мартином Шульцем. Экс-премьер Люксембурга и экс-министр финансов этой страны Юнкер был отмечен в Европе в эпоху финансового кризиса своей умелой деятельностью на посту председателя еврогруппы - Европейского совета министров финансов стран еврозоны. Юнкер сейчас пользуется огромным авторитетом в Брюсселе и ведущих европейских столицах. Его кандидатура на пост председателя Еврокомиссии была одобрена канцлером Германии Ангелой Меркель. Именно Юнкер является фаворитом предстоящих европейских выборов. Его соперник - германский социал-демократ Мартин Шульц до последнего времени работал председателем Европейского парламента. Что касается других политических транс-европейских групп, то либералы выдвинули в качестве своего лидера бывшего премьер-министр Бельгии Ги Верхофстадта, а Зеленые - 33-х летнюю немку из Восточной Германии Ска Келлер. "Европейские левые", в свою очередь, избрали главой героя греческого кризиса - председателя греческой партии "Сириза" Алексиса Ципраса.

Однако повторимся, что реальные шансы на пост председателя Европейской комиссии имеют лишь два лидера - от "Народной партии" и от "Партии европейских социалистов" Юнкер и Шульц.

В сравнении с Шульцем, Юнкер является более выдающимся политическим деятелем своей страны и Европы. Сейчас он заранее обещает сформировать Европейскую комиссию под своим руководством из политиков, а не из чиновников бюрократов, как это практиковалось ранее. Подобное обстоятельство означало бы дальнейшую политизацию наднационального уровня управления Евросоюзом.

По исследованию общественного мнения европейцев группой Pollwatch, "Народная партия" - этот своего рода "интернационал" европейских национальных правоцентристских партий, может получить на предстоящих выборах 217 мандатов в Европейском парламенте. "Партия европейских социалистов" - 208. Другие прогнозы начала апреля 2014 говорят о ситуации равновесия между "Народной партией" и "Партией европейских социалистов". Как бы там ни было, но будущие европейские выборы обещают напряженную борьбу между этими двумя главными силами в Европейском парламенте, при том условии, что "Народная партия" имеет явно предпочтительные шансы в крупнейших странах Евросоюза: Германии, Франции, Испании и Польше.

Казалось, в связи с новым положением о связи европейских выборов с определением исполнительной власти Евросоюза, они формально перестают, как это было всегда раньше, быть просто спором между про- и антиевропейскими силами в ЕС.

Однако на выборах 2014 года этого не случится. По отношению к ЕС граждане и избиратели государств-членов традиционно подразделяются на "евроэнтузиастов", "еврокритиков" и "евроскептиков". Если в начале 2009 года доверие к ЕС испытывали 47% европейцев, то сейчас эта цифра снизилась и составляет всего 31%. По отношению к европейским выборам у европейцев всегда присутствовало ощущение, что они никак не могут повлиять на принятие тех или иных решений на уровне Евросоюза. Сейчас эти представления лишь усилились. Согласно опросам, 66% избирателей в европейских странах полагают, что их голоса в ЕС не играют никакой роли. Во всех странах, кроме Дании, таких людей оказалось большинство. Таким образом, у "евроскептиков" имеется большое количество потенциальных избирателей на предстоящих европейских выборах. Например, в Италии уровень евроскептицизма на предстоящих европейских выборах может достичь отметки 50% - это, если мы сложим вместе голоса проявляющих различный уровень евроскптицизма "Движения пять звезд" Беппо Грилло (M5S) и Forza Italia Берлускони с Лигой Севера и другими небольшими правыми партиями. По-видимому, это будет самый высокий уровень евроскептицизма по результатам европейских выборов в ЕС. Сейчас в европейской избирательной кампании именно Лига Севера заняла самую крайнюю позицию против ЕС со своим лозунгом "Basta Euro" - "Прощай евро". Лига Севера в избирательной кампании представляет себя в качестве итальянского напарника французского Национального фронта (FN) Марин Ле Пен. Отметим и то обстоятельство, что 53% итальянцев, по данным местного опроса, не считают себя гражданами ЕС. Таким образом, в Италии налицо и проблемы с общеевропейской идентичностью у итальянцев.

Кандидат на пост председателя Европейской комиссии от "Народной партии" Жан Клод Юнкер сейчас предрекает, что антиевропейские радикалы на предстоящих выборах в Европейский парламент могут получить до 25% голосов. Здесь надо иметь в виду, что возможный результат в 30% является высшим возможным потолком для "евроскептиков" в будущем европейском парламенте. Однако тут надо учитывать и то обстоятельство, что подобный итог на предстоящих европейских выборах никак не повлияет на общий расклад сил в Европейском парламенте, в котором решающую роль по-прежнему будут играть "Народная партия" и социал-демократы при некотором участии либералов и замечаниях-репликах от левых и зеленых. Дело в том, что современный правый лагерь не консолидирован, а его евроскептицизм на национальном уровне является лишь одним из аспектов программ ее партий. Поэтому получается, что британская Партия независимости Соединенного Королевства (Ukip) Найджела Фараджа, например, не имеет ничего общего с французским Национальным фронтом (FN) мадам Ле Пен, правда, за одним единственным исключением. UKIP и FN не имеют серьезного представительства в своих национальных парламентах.

Все партии евроскептиков имеют разные стратегические интересы. Так, например, нидерландская Партия свободы (PVV) Герта Вилдерса и британская Партия независимости Соединенного королевства Найджела Фараджа озабочены проблемой мигрантов в своих странах. Германская партия "Альтернатива для Германии" (AfD) основную проблему видит в наличии единой валюты евро. Председатель AfD Бернд Лукке уже высказал сомнения в перспективах сотрудничества своей партии с британской Ukip по причине враждебного отношения последней к мигрантам. "Истинные финны" Тимо Сойни (впрочем, как и германская AfD) недовольны активной финансовой поддержкой слабых стран юга Европы. Венгерская Jobbik из Центральной Европы обеспокоена проблемой эксплуатации Венгрии финансовыми учреждениями и промышленными концернами из Старой Европы.

Евроскептицизм правых в ЕС не консолидирован на единой позиции. Поэтому здесь надо понять, что силы "евроскептиков" в будущем Европейском парламенте вряд ли смогут создать в нем единый блок. Для создания фракции в Европейском парламенте требуются минимум 25 депутатов из семи стран. Итак, проблемой "евроскептиков" в будущем Европейском парламенте станет способность сформировать хоть какую-нибудь фракцию, которая смогла бы стать центром притяжения для сил всех внутренних противников Евросоюза. Правда, нельзя не признать, что само будущее присутствие представителей этих партий в Европейском парламенте является их относительным успехом на европейских выборов, поскольку может подтолкнуть другие основные партии в Европарламенте занять близкую к "евроскептикам" позицию по отдельным вопросам.

Общий характер европейских выборов, как голосование pro et contra Европейского Союза, имеет еще и сугубо национальное значение. Европейские выборы ведут к иной конфигурации очередности партий в своих странах по сравнению с итогами национальных выборов. Интрига предстоящих европейских выборов в Великобритании - сможет ли Ukip Найджела Фараджа оказаться первой в ряду британских партий, опередив правящих в стране консерваторов. Такое вполне возможно. Точно так в случае с Италией M5S Беппо Грилло обещают на европейских выборах второе место в Италии (прогноз 27,4%) после PD премьера Маттео Ренци (прогноз 32,5%). Аналогичным образом, опередив социалистов, венгерские Jobbik смогут стать вторыми после правящей правоцентристской партии Fidesz Виктора Орбана.

Однако евроскептицизм - парадоксальная вещь в Европе. Возьмем, к примеру, Испанию с ее тяжелым уже пятилетним кризисом, хронической безработицей в 27%, а среди молодежи - более 50%. Подобное обстоятельство никак не отражается на политическом партийном евроскептицизме в этой стране на европейских выборах. Аналогичным образом дела обстоят и в кризисной Португалии. Похоже, что специфика движения этих стран в свое время в Европейский Союз повлияла на подобный расклад на европейских выборах. Получается, эти страны были счастливы обменять у себя формальный аппарат правой диктатуры на формирующуюся наднациональную и недемократическую систему Европейского Союза в Брюсселе.

Что касается современных кризисных событий на востоке от Евросоюза - конфликта на Украине, то он зримо повлиял на настроения местных избирателей на предстоящих европейских выборах лишь в одной единственной стране - Польше. Согласно результатам опроса TNS Polska, опубликованным 6 апреля 2014 года, 27% польских избирателей на предстоящих европейских выборах собираются проголосовать за правящую правоцентристскую партию "Гражданская платформа" Дональда Туска (PO) и 26% - за правоконсервативную партию "Право и справедливость" (PiS) Ярослава Качиньского. Украинский кризис позволил правящей партии Туска переиграть оппозицию, которой PO несколько уступала в поллах до кризиса. Сильная реакция правительства на украинские дела заметно изменила тенденцию в опросах в Польше. "Гражданской платформе" удалось сдвинуть кампанию европейских выборов в Польше с внутренних проблем в область внешней политики, где "Гражданская платформа", благодаря Туску и Сикорскому, чувствует себя сильнее. Оппозиция сейчас обвиняет премьера Туска в намеренном запугивании избирателей угрозой войны. Так, мы помним, что в одном из своих выступлений премьер-министр Туск даже сказал, что мы, т. е. правительство, не знаем "будут ли дети ходить в школу этой осенью". Чувство виртуальной военной угрозы гасит реальный евроскептицизм в Польше на европейских выборах 2014 года.

Европейская редакция ИА REGNUM