В связи с обострением террористической активности на территории СУАР КНР следует ожидать активизации работы закрытых военизированных подразделений Китая, которые на протяжении многих лет изучают границу с сопредельными государствами Средней Азии. Так считает исследователь ИА REGNUM Руслан Изимов, предложивший редакции агентства внимательнее приглядеться к деятельности одной из таких структур: производственно-строительного корпуса Синьцзяна. Он уверен, что эта тема имеет важное звучание и для России, которая углубляет сотрудничество с Поднебесной. Восточное бюро ИА REGNUM предлагает вашему вниманию статью, данные из которой меняют представление о приграничном военном потенциале Китая.

Производственно-строительный корпус (ПСК) Синьцзяна- вопреки своему названию является военизированной организацией, готовой в случае необходимости прийти на помощь частям Народно-освободительной армии Китая (НОАК — вооруженные силы КНР).

ПСК играл и продолжает играть ключевую роль в проведении политики Пекина в СУАР путем выполнения широкого круга задач по строительству объектов инфраструктуры, промышленности, производства и т.д. Наряду с этим его основной задачей остается обеспечение внутренней стабильности в автономном районе, а также содействие охране государственной границы на западе.

Известно, что насчитывавший вначале 175 тысяч человек, сегодня Корпус вырос до 2,6 млн служащих, что составляет седьмую часть населения СУАР. Но, что представляет собой ПСК сегодня? Какие задачи ставит перед Корпусом Пекин на данном этапе?И каковы его реальные возможности в случае необходимости пополнить ряды вооруженной армии Китая? Все эти вопросы остаются открытыми, поскольку практически вся информация о Производственно-строительном корпусе Синьцзяна засекречена.

Между тем, в контексте углубляющегося взаимодействия с Синьцзяном, деятельность Корпуса в СУАР на современном этапе представляет большой интерес для Казахстана и России. Исходя из этого, в настоящей статье делается попытка на основе китайских источников проанализировать деятельность и роль ПСК в Синьцзяне в качестве основного проводника политики центра на окраинах.

Что такое ПСК? Производственно-строительный корпус Синьцзяна был образован 7 октября 1954 года в соответствии с указом Мао Цзэдуна на базе различных военных групп (частей НОАК). Основной задачей ПСК было обеспечение стабильности в только что завоеванных территориях Восточно-Туркестанской республики (ВТР). Со временем задачи ПКС расширились и охватывали уже такие специфические функции как экономическое освоение вновь созданного Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР.

На протяжении 50 лет менялось название Корпуса и его подчинение различным структурам Синьцзяна и Пекина. В 1975 г. Корпус был упразднен. Но уже вначале 1980-х гг., из-за активизации национальных волнений на территории автономного района (Кульджа),Корпус был восстановлен и продолжил осуществлять свои функции.

В настоящее время ПСК подчиняется центральному правительству Китая и правительству СУАР (по некоторым данным также Ланьчжоускому военному округу). Управление Корпусом, как и управление каждым из его дивизионов, осуществляется тремя чиновниками:первый политический комиссар, политический комиссар и командующий. Первым политическим комиссаром ПСК всегда назначается секретарь комитета КПК СУАР, первые политические секретари каждого дивизиона ПСК — это секретари комитета КПК, к которому относится каждый отдельный дивизион. Таким образом, центральные власти решили проблему вероятного конфликта между руководством ПСК и СУАР, поскольку один и тот же человек будет возглавлять указанные два субъекта.

Деятельность ПСК. Несмотря на закрытость информации, касающейся процедуры приема новых членов в ПСК, сроков и специфики службы, действия общекитайских законов на жителей и многие другие детали функционирования Корпуса, тем не менее, в процессе анализа китайских материалов удалось выяснить основные направления деятельности Производственно-строительного корпуса. Так, географическое расположение ПСК в Синьцзяне отражает его основные задачи:

— поддержание стабильности в регионе.С момента своего формирования одной из основных функций ПСК в СУАР было закрепление господствующего положения правительственных структур путем создания новых поселений. Во вновь создаваемые поселения переселялись ханьцы из внутренних районов Китая. Причем, в первые годы делался упор на южные районы Синьцзяна, населенные преимущественно (а где-то полностью) уйгурами. В случаях проявления протестных настроений со стороны нацменьшинств, Корпус должен был в числе первых оперативно отреагировать. По сути, части ПСК выполняли задачи по подавлению общественных беспорядков наравне с местными органами правопорядка. Так, производственно-строительный корпус Синьцзяна участвовал в подавлении баринских событий в 1990 г. и кульджинских событий в 1997 г. В последующие годы ПСК наделялся полномочиями противодействовать этническому сепаратизму в Синьцзяне. В 2000 г.был принят специальный закон «Об участии народных ополченцев ПСК в поддержании общественного порядка», наделяющий эти подразделения соответствующими функциями.

— содействие охране границ. Большая часть подразделений ПСК расположена в приграничных с Казахстаном и Киргизией районах СУАР. Но есть части и в южных регионах СУАР. Корпус контролирует 2109 км границы Синьцзяна (из 5400 км), его 58 полков-госхозов располагаются вдоль границ. Корпус по-прежнему готов прийти на помощь регулярным войскам в случае волнений национальных меньшинств. Сегодня ситуация несколько изменилась, но задача защиты границы и пресечения негативного влияния извне осталась столь же актуальной.

— освоение целинных земель. На момент создания в состав ПСК входили 10 сельскохозяйственных (СХД) и одна инженерно-строительная дивизии, 2 производственных и одно инженерно-строительное управления. Общая численность ПСК составляла 175 тыс. человек, 105,5 тыс. из них являлись кадровыми военными. Также за Корпусом числились 4391 промышленное, строительное, транспортное и коммерческое предприятие. Корпус также имеет органы всех социальных сфер в области научных исследований, просвещения, культуры, здравоохранения, спорта, финансов, страхования и юстиции. За свою историю ПСК построил шесть городов. Правительство данных городов полностью подконтрольно властям Корпуса (Таблица 1).

ПСК обладает собственной системой образования, включающего три уровня. Система высшего образования представлена двумя университетами: Университетом Шихэцзы и Таримским университетом.

Еще одной специфической функцией ПСК в Синьцзяне является то, что Корпус содержит большинство исправительных учреждений (тюрем). Вместе с тем, именно Корпус отвечал за лагеря «трудового перевоспитания», действовавшие в КНР с 1957 года. Известно, что полиция была вправе помещать и содержать без суда граждан на срок до четырех лет. До последнего времени, по данным китайских источников, в стране действовало свыше 300 трудовых лагерей. Заключенные всегда использовались Корпусом в своей экономической, деятельности, являясь бесплатной рабочей силой. В ноябре 2013 г. система трудовых лагерей была официально отменена на заседании ВСНП в Пекине.

Но основной сутью функционирования ПСК остается сохранение эффективных армейских (военизированных) формирований (НОАК) не вызывая при этом особых тревог и опасений со стороны местных жителей и сторонних наблюдателей.

Новые задачи ПСК. На сегодняшний день деятельность ПСК сосредоточена на практической реализации планов Пекина в Синьцзяне. Иными словами, установка повысить уровень экономического развития СУАР в один ряд с юго-восточными провинциями Китая — ложится, в том числе и на плечи указанного Корпуса.

В новых условиях создания в Китае рыночных отношений задачи и методы осуществления Корпуса претерпели изменения. В первую очередь это касается экономической активности ПКС. В результате комплексных мер по корректировке работы Корпуса, он постепенно трансформировался в некую транснациональную корпорацию(ТНК). Диверсификация деятельности Корпуса позволила ему выделить свои наиболее прибыльные предприятия для привлечения в них инвестиционных капиталов. В итоге, по данным за 2012 год ПСК обеспечивает более 10% ВВП СУАР, причем три четверти его производства приходится именно на сельское хозяйство.

Так, к примеру, по данным китайской статистики за 2012 год ВВП ПСК составил 119 млрд. юаней, рост по сравнению с 2011 г. составил 18,4%.

Вместе с тем, задача обеспечения контроля над приграничными территориями не снята с Корпуса, что подтверждают данные о дислокации подразделений ПКС в стратегически важных регионах Синьцзяна. Например, по некоторым данным, первый и третий дивизионы ПСК находятся в городах Аксу и Кашгар соответственно. Наряду с этим, основные части ПСК дислоцированы в городах вдоль казахстанско-китайской границы. ПСК находятся в городах Тумшук, Шихэцзы, Арал (по некоторым данным Алар).

Учитывая название и официально заявленные функции,ПСК (фактически) не нарушает соглашения в рамках ШОС по демилитаризации района границ. В то же время обращает внимание то, что по данным за 2012 г. общая численность ПСК в Синьцзяне, достигла 2,6 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2011 г. на 1,3%. Из них 1,39 млн мужчин и 1,25 женщин. При этом коэффициентрождаемости был на уровне 5,67%, смертности также 5,6%, а естественный прирост населения ПСК составил 0,05%. При этом в составе Корпуса существуют специально сформированные караульные и дозорные роты, в подразделениях ПСК проводятся регулярные занятия по военному делу. Также известно, что каждый сотрудник ПСК в случае необходимости готов пополнить ряды регулярной армии без прохождения специальной подготовки.

По статистике, 5 из 10 нарушившихказахстанско-китайскую границу на участке Хоргос являются специально подготовленными сотрудниками ПСК Синьцзяна. Как показывает практика, большую часть т.н. «шпионов» составляют представители нацменьшинств, которым ставится задача максимально детальное изучение местности вдоль казахстанско-китайской границы, места дислокации и деятельность пограничных постов Республики Казахстан и т.д. Иными словами, сотрудники ПСК выполняют вполне военные (в том числе разведывательные) задачи.

Но более подробной информация о военной технике, вооружении и других атрибутов ПСК, присущих обычным воинским частям, найти практически невозможно. Задача подавления социальных протестов и митингов навярняка предполагает наличие оружия. Исходя из этого, мы на границе с Китаем наряду с Синьцзянским особым военным округом имеем еще 2 миллионное воинское формирование.

Наряду с другими, в основном сельскохозяйственными и строительными ведомствами,в составе ПСК также функционируетБюро водного хозяйства (или другое название Бюро водного строительства). По всей видимости, именно это учреждение и курирует вопросы, относительно трансграничных рек. Также в ПСК существуют Бюро по секретным делам, Комитет по религиозным и национальным делам, Бюро информационных технологий и др.

Примечательно, что в последние годы наблюдается активизация ПСК и за пределами Китая, выступая в качестве Транснациональной корпорации. Так, в середине 2013 г. украинская компания KGS Agro подписала соглашение с ПСК об аренде земли в Днепропетровской области. По условиям соглашения, на первом этапе украинцы сдадут китайцам в аренду 100 тыс. га в Днепропетровской области. В дальнейшем предполагается площадь арендуемых территорий, в том числе в Херсонской области и Крыму, увеличить до 3 млн га. Эти земли будут использоваться для выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства. Китайская сторона берет на себя обязательства реализовать ряд ирригационных проектов.

По некоторым данным структурные подразделения ПСК реализуют проекты по строительству в Киргизии объектов инфраструктуры, сельского хозяйства, выигранных китайскими ТНК.

Немаловажно обратить внимание на то, что в конце 2013 года руководство КНР поставила перед ПСК еще одну важную задачу. В соответствие с распоряжением Си Цзиньпина, ПСК с 2014 года будет принимать непосредственное участие в практической реализации проекта «Экономический пояс вдоль Шелкового пути». Как отметил председатель КНР, Корпус имеет уникальные организационные возможности, географическое преимущество, финансовые ресурсы и долгосрочную стратегию развития. Исходя из этого, по мнению китайских властей, ПКС должен стать локомотивом по углублению взаимодействия со странами Центральной Азии в рамках инициативы Шелкового пути. В том числе, перед Корпусом ставятся конкретные задачи:

— подготовить и презентовать инновационные модели сотрудничества со странами Центральной Азии, в первую очередь с Казахстаном;

— усилить экономическую составляющую деятельности Корпуса с тем, чтобы интенсифицировать интеграцию экономики Синьцзяна с экономиками стран соседнего региона.

— акцентировать внимание на транспортно-логистических проектах, позволяющих Синьцзяну стать континентальным мостом между железнодорожными и автомобильными перевозками из востока Китая в Европу. Для этого, следует поощрять и стимулировать деятельность Корпуса по созданию крупных логистических и транспортных компаний, ориентированных на зарубежные страны;

— ускорить строительство регионального финансового центра в Урумчи, в задачи которого будет входить укрепление финансового взаимодействия с республиками ЦА в рамках проекта «Шелкового пути»;

— углублять сотрудничество Корпуса с центральноазиатскими странами в области сельского хозяйства, водной и альтернативной энергетики, туризма, торговли, науки и культурной-гуманитарной сферах;

— активно лоббировать переход центральноазиатско-китайских отношений на уровень «открытых экономических зон». Для этого на первом этапе планируется открыть экономическую зону «Хоргос» на базе МЦПС.

Как видно из изложенного, на данном этапе Производственно-строительный корпус Синьцзяна получает новый импульс развития. В результате поддержки из Пекина сфера и территориальная зона деятельности Корпуса расширяется, как расширяются и его полномочия.

Заключение. На сегодняшний день Производственно-строительный корпус Синьцзяна по-прежнему остается опорой центрального правительства в вопросах контроля приграничных с Центральной Азией территорий, поддержания стабильности и развития экономики СУАР КНР.

В последнее десятилетие перед Корпусом стоит проблема поддержания экономической эффективности и реформирования моделей управления. В целях стимулирования деятельности Производственно-строительного корпуса Синьцзяна, руководство КНР, и в первую очередь Си Цзиньпин, ставят перед ним новые стратегические задачи. В их числе:

— активно участвовать в экономическом развитии СУАР КНР. Выполнение этой задачи предполагает превращение ПСК в Транснациональную корпорацию, которая будет активизировать внешнеэкономические связи. Подтверждением сказанному тезису является расширение поля деятельности ПСК в последние годы за пределами Китая. В частности, сельскохозяйственные и финансово-экономические учреждения ПСК участвуют в реализации крупных проектов на территории Украины и Киргизии. В этом контексте следует ожидать активизации деятельности Корпуса в рамках реализации китайской инициативы «экономического пояса вдоль Шелкового пути».

При рассмотрении возможности Казахстана принять участие в китайском проекте «Шелкового пути», следует тщательно проработать детали практического осуществления всех составляющих указанного проекта. Целесообразным считаем всячески избегать появления структурных подразделений и дочерних компаний ПСК на территории Казахстана. Опыт разворачивания деятельности Корпуса на Украине показал, что украинская общественность негативно отнеслась к появлению полувоенизированных учреждений КНР на своей территории;

— обеспечивать внутриполитическую стабильность. Учитывая рост социальной напряженности в Синьцзяне можно ожидать дальнейшее укрепление роли ПСК в автономном районе в качестве основной силы по подавлению общественных беспорядков. Следует отметить, что деятельность Корпуса, в том числе в рамках системы «трудовых лагерей» остается одним из раздражающих факторов роста социальной напряженности в СУАР КНР. Исходя из этого, появление ПСК на территории Казахстана в виде арендаторов земли или под другим видом деятельности будет вызывать у казахстанской общественности негативную реакцию.

Руслан Изимов, Восточное бюро ИА REGNUM