"Произошло то, что и должно было произойти: Евразийский союз юридически оформлен и с 1 января 2015 года начнёт работу", - заявил 29 мая корреспонденту ИА REGNUM белорусский политолог Николай Радов, комментируя итоги заседания в Астане Высшего Евразийского экономического совета.

"Президент России Владимир Путин сделал то, что обещал - Евразийский союз. Ничего особенного не случилось", - сказал Радов, оценивая итоги состоявшегося в 29 мая в Астане мероприятия. По мнению белорусского политолога, в среднесрочной перспективе члены нового интеграционного объединения смогут нарастить совокупный ВВП до $1 трлн благодаря более совершенным механизмам объединения по сравнению с Таможенным союзом и Единого экономического пространства. Однако, считает Радов, уповать на интеграционный эффект не стоит: Евразийский союз не решит коренных проблем экономик России, Белоруссии и Казахстана.

"Евразийский союз выгоден Белоруссии, как и другим участницам данного объединения", - считает эксперт. Он отметил, что объёмный проект договора не выносился на общественное обсуждение и был доступен лишь экспертам, работавшим над ним, а также главам правительств, вице-премьерам и президентам. Более активное вовлечение независимых экспертных групп в обсуждение проекта документа, считает политолог, пошло бы на пользу общему делу. Он отметил также, что общественность Белоруссии, России и Казахстана до сих пор слабо информирована о выгодах Евразийского союза и слабо представляет его отличия от ЕЭП.

Оценивая подготовительную стадию формирования Евразийского союза, Радов отметил "очередной провал белорусской политики: сделали хорошую мину при плохой игре, напомнив, что "мы, мол, не со всем согласны", но так и проглотили пилюлю в $1,5 млрд, которая ровным счетом ничего уже не сделает для экономики". Данная сумма - часть общего объёма перечисляемых в Россию пошлин от экспорта за пределы ТС нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, уверен эксперт, не может отсрочить или отметить необходимости реформирования "белорусской модели".

"Выступавшая за "Евразийский союз без изъятий и ограничений" Белоруссия в процессе подготовки договора выторговала себе изъятия по легковым автомобилям - данная мера будет действовать до 1 января 2017 года "по уровню локализации", как сообщил сегодня член совета Евразийской экономической комиссии от Белоруссии Сергей Румас, - констатировал Радов. - Тот факт, что руководство Белоруссии сделало ставку на китайский автопром, указывает на очередную глупость или авантюру. Китайская Geely, "отвёрточная" сборка которой осуществляется в Минской области, имеет все шансы проявить себя в Белоруссии так же, как и собиравшийся таким же образом и тоже в Минской области иранский Samand. Недавно под Минском начали собирать Opel Corsa и ряд других моделей этой марки (на СП ЗАО "Юнисон", - прим. ИА REGNUM), что несколько улучшает общую картину. Однако объем прибыли от крупноузловой сборки иностранных автомобилей куда как меньше прибыли от нефтепошлин. Поэтому российско-белорусские соглашения 29 мая в Астане нельзя рассматривать как уступки со стороны России, хотя госагитпроп Белоруссии будет представлять ситуацию именно так. Среди "перамог" назовут также и создание объединенной логистической компании, которая неизвестно когда начнёт работать".

По мнению политолога, заявления Александра Лукашенко в Астане о "врагах" евразийской интеграции прозвучали в странном контексте: "Накануне Высшего Евразийского экономического совета в Астане Лукашенко заявил, что интересы Белоруссии не учтены, и подписывать "невыгодный" договор об образовании Евразийского союза он не будет. На самом деле республика сегодня на грани очередного кризиса, а свалить всё на народ, как это было в 2011, не получится. Обвинить в кризисе Россию тоже вряд ли получится - договор ведь уже подписан. Надо искать новых виновных".

Политолог не исключил, что "стрелочниками" будут назначены члены Совмина Белоруссии: "В начале июня состоится очередной республиканский курултай, где снова будут рассматриваться вопросы падения экспорта, роста цен на продукты питания, убыточности промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Правительство Белоруссии во главе с Михаилом Мясниковичем может быть отправлено в отставку. Хотя всем понятно, что это технический орган, а стратегию определяет лично Лукашенко. Трудно сказать, кого и в чём сможет убедить очередное "ператрахивание кадрау".

"Москва может проспонсировать Лукашенко, чтобы не допустить обвала в Белоруссии в первые дни договора. Поэтому обещанные $2 млрд российской финансовой помощи, скорее всего, поступят в Минск в ближайшее время. Если же в Белоруссии повторится кризис, по последствиям сопоставимый с 2011 годом, то желающих вступить в Евразийский союз будет немного. Ни Путин, ни, тем более, Лукашенко не заинтересованы в таком развитии событий. Поэтому России придётся потратиться на то, чтобы Лукашенко успешно провёл президентскую кампанию 2015 года, и чтобы новосозданное интеграционное объединение вскоре не превратилось в договор на бумаге, наподобие ЕврАзЭС и СНГ".

Как сообщало ИА REGNUM, 29 мая в Астане Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев подписали договор о создании Евразийского союза. Проект документа ими обсуждался 29 апреля в Минске. Тогда Лукашенко заявил, что Евразийский союз должен формироваться на принципе отсутствия изъятий и ограничений во взаимной торговле, в т.ч. нефтью, и если Россия и Казахстан к этому не готовы, то к вопросу о формировании данного интеграционного объединения следует вернуться через 10 лет. По итогам встречи было решено подписать документ в конце мая на саммите в Астане и не вносить в проект договора принципиальных изменений. После этого, 3,9 и 28 мая Лукашенко заявлял, что Россия и Казахстан не готовы к подписанию договора о создании Евразийского союза на ранее заявленных принципах.