Посол Республики Польша в Армении Здислав Рачиньски заявил газете "Айакан жаманак", что он против установления в Ереване памятника выдающемуся советскому государственному деятелю Анастасу Микояну. Ссылаясь на факт подписи А.И. Микояна под "документом" о расстреле в Катыни накануне войны пленных польских офицеров, он еще и добавил мнение польских "ученых", характеризующих этот расстрел, как "геноцид". Но посол от этих давно известных польских истерических оценок решил пойти дальше и поучить армян нравственности - по его словам, "установление памятника Микояну безнравственно". Но на этом его менторский порыв не иссяк - он предупредил, что памятник Микояну "создает разногласия в плане политических и экономических идей". В переводе с даже не слишком завуалированного дипломатического языка это означает следующее: "Смотрите, армяне, как бы вам за памятник Микояну не навлечь на себя праведный гнев США и Европы с экономическими последствиями, а то и санкциями. Мы, поляки, можем вам это устроить". Даже трудно сказать, чего тут больше - тривиального дурного воспитания или мании величия.

Те, кто возьмутся из подобострастия или приверженности американским или европейским "ценностям" защищать посла или убеждать, что он не это имел в виду, могут не стараться; послы - не частные лица, и даже в нерабочее время обязаны четко выбирать выражения, чтобы ясно высказывать точку зрения своего государства. Особенно, если это делается публично. И потом, ведь всегда есть выбор: не знаешь, что и как сказать - промолчи. Можно и с умным, многозначительным видом - не возбраняется. Но нет, дипломатический этикет не для посла Польши, он рвется в бой и от имени своего государства считает себя вправе открыто вмешиваться во внутренние дела Армении, указывая, какие памятники "морально", т.е. позволительно ставить в ее столице, а какие нет, т.е. строго противопоказано. Рекомендация дается с тем, чтобы не навлечь на себя гнев "цивилизованных и демократических стран", на которых следует равняться. С интересом подождем: дальше могут последовать запреты посла на то, какие книги в Армении не следует печатать, какие статьи публиковать, какие новости передавать по телевидению, какую выбирать половую ориентацию в соответствии с модными европейскими нравами и каких принципов и ориентиров придерживаться в политике.

Вообще в Польше отношение к памятникам по историческим, общеполитическим и даже общечеловеческим меркам, мягко говоря, довольно странное, если не сказать дикое. В столицах стран, проигравших во Второй мировой войне - Германии и Австрии, - стоят грандиозные памятники советскому солдату-победителю фашизма. Это памятники - коллективные, всем нациям Советского Союза, включая армян, кто воевал в той страшной войне. И нельзя не ценить чувство покаяния немцев и австрийцев, сохраняющих эти монументы, законодательно запретивших проявления нацизма впредь. Отрицание геноцида евреев - Холокоста - стало в этих странах уголовным преступлением. В Польше же, стране, понесшей огромные потери и освобожденной Советской армией, один за другим сносят памятники своим освободителям. Причем освобожденной немыслимо кровавой ценой - 600 тысяч советских солдат и офицеров (т.е. в 10 раз больше, чем самих польских военных) - Вермахт, чувствуя приближение конца, сражался упорно и отчаянно. Сколько среди пожертвовавших своими жизнями за Польшу было армян - пусть скажут армянские историки - военные архивы теперь открыты. И что бы ни говорили сейчас в Польше про смену тогда "одной диктатуры другой", факт остается фактом - некому было освобождать Польшу и поляков, кроме Советской Армии! Да и осталась ли существовать Польша, если бы Гитлер обосновался там прочно и надолго? Может быть, и осталась бы, но не как государство, а лишь как географическая территория, да и то в конечном итоге без поляков, в лучшем случае с поляками-рабами. А теперь Польша существует, даже существенно прирастив с помощью СССР земли за счет Германии и не только. А признательность освободителям, даже в виде цветов на их могилы, теперь предается анафеме, приравнивается к прославлению "ненавистного коммунистического режима".

Но вернемся к памятникам. Последний одиозный и возмутительный пример избирательной, вывернутой наизнанку, сверхполитизированной исторической памяти в Польше - решение о сносе памятника командующему 3-м Белорусским фронтом, генералу И. Д. Черняховскому, освобождавшему Польшу. Это был талантливый, самый молодой из командующих фронтами - ему было 37 лет, и погиб он за 2,5 месяца до конца войны, в феврале 1945 г. под г. Мельзак в Восточной Пруссии, переименованным в Пенежно после того, как эта территория отошла Польше. Слава богу, что прах дважды Героя Советского Союза И.Д. Черняховского предусмотрительно успели перезахоронить на Новодевичьем кладбище в Москве в 1992 г. Там же, кстати, где покоится и А. Микоян.

Линия у польских властей одна и довольно бесцеремонная - не только у себя в стране памятники деятелям советской эпохи убирать, даже невзирая на заслуги перед Польшей, но и в других странах блокировать их установку. Причем ирония в том, что именно А. Микоян в одиночку воспрепятствовал в октябре 1956 г. практически уже вынесенному решению советского руководства во главе с Н. Хрущевым ввести войска в Польшу "для защиты социализма и наведения порядка". И своей решительностью, твердостью и аргументацией остановил начавшееся грозное движение на Варшаву советских танков, дислоцированных в Польше. А в ней собрались уже раздавать оружие рабочим... Недаром же потом премьер-министр Польши Ю. Циранкевич говорил, что А. Микояна вспоминают в Польше "с симпатией и добрыми чувствами". Еще бы!

Может быть, послу Польши в Армении, если уж так не хочется объективно оценивать историю своей страны, стоило бы все же с большим уважением относиться к прошлому той страны, с которой ему предписано развивать дружеские отношения? Как такую миссию можно совмещать и реализовывать в назидательном и высокомерном тоне, да еще с плохо скрытыми угрозами - это польская загадка в рамках "нового стиля" дипломатии 21 века. Впрочем, многое зависит от того, у кого учишься и кому хочешь понравиться. Поэтому и намеки выдержаны в заокеанском стиле, мол, "если не послушаетесь, то вам не поздоровится". Так и хочется спросить: "Какие еще будут указания, господин посол? Посоветуйтесь со старшими, с вожатыми, и огласите весь список, пожалуйста!".

Но не будем ограничиваться лишь отношением к бесстыжему, непростительному "проколу" посла Польши. Вспомним все же само "Катыньское дело" и как появилась подпись А. И. Микояна под решением о расстреле плененных польских офицеров и жандармов. Да, эта подпись стоит на документе, и она А.И. Микояна по общечеловеческим меркам не красит. Однако этот подготовленный Л. Берией и заранее одобренный Сталиным документ формально является решением Политбюро от 5 марта 1940 г. Под ним стоят подписи членов Политбюро, и подпись А. Микояна - лишь одна из них. Они были поставлены в кабинете Сталина под его грозным оком. Для непосвященных в то, как вершились подобного рода решения Политбюро при Сталине, предлагаю ответить на два вопроса: а можно было открыто не согласиться с мнением Сталина и большинства его окружения в таком фактически предрешенном вопросе? Отвечаем - можно, но только ценой расплаты - собственной жизни, своей семьи, даже дальних родственников, друзей и сослуживцев. То есть сотен, а в случае с А. Микояном - тысяч людей. Но возникает и второй вопрос: отстаивая в одиночку принцип гуманности, не имея сильных, убедительных контраргументов, что бы изменил этот протест? Наивно полагать, что Сталину "позарез" нужно было согласие своих соратников, когда он уже твердо решил что-либо сделать. Он ни у кого не просил одобрения, он его только милостиво принимал. И трагический итог "Катыньского дела" был предопределен еще до данного решения Политбюро, а подписи его членов были лишь внешним "партийно-демократическим" оформлением этой расправы. Ничего, абсолютно ничего не решала подпись А. Микояна, расстрел в Катыни произошел бы и без нее. Как вспоминал А. Микоян, "это был его, Сталина, способ держать всех на своем месте. Всех мазал, чтобы чувствовали угрозу и боялись". А. Микоян решил не подставляться и не сжигать себя попусту. Конечно, можно с размаха, наотмашь вменить ему в вину эту естественную, человеческую тягу к самосохранению, закрыв глаза на абсолютную бесполезность принесения себя и других в жертву. Но пусть те, кто его сейчас, в совершенно иной, безопасной обстановке, осуждают за это, бравируя своей непроверенной смелостью и готовностью к безрассудному самопожертвованию, положа руку на сердце, спросят себя, как бы на самом деле поступили они? Так ли уж беспредельна была бы их отвага перед тираном-злодеем, для которого человеческая жизнь кого бы то ни было не имела никакой ценности? Напомним, какова была бы неотвратимая плата за такой афронт.

Посол бросается термином "геноцид", ссылаясь на мнения польских ученых. Неудивительно, что только польских. Остальные ученые в мире геноцид трактуют иначе - "действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу". Сам термин составлен из латинских и греческих слов "убиваю" и "род, племя". Признавал геноцидом резню армян 1915 года и автор этого термина - польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин, который в 1943 г. впервые ввел в оборот понятие геноцид. Но "своя рубашка ближе телу" - польский посол считает, что термин геноцид относится исключительно к расстрелу по приказу Москвы 21 857 польских военных, но почему-то забывает о том, что 6 миллионов поляков сгорели в ходе немецкой оккупации Польши. Только в одном концлагере Маутхаузен погибло 26 000 поляков (и 32 000 советских граждан). Побольше, чем в Катыни, а это ведь лишь один из разветвленной системы фашистских лагерей смерти. Как бы там ни было, эти жертвы, видимо, расцениваются послом как "обычные", "неизбежные" потери военного времени, а потому простительны стране-агрессору, не заслуживающими упоминания по истечении срока давности? Но "Катыньское дело" относится к марту 1940 г., а незадолго, за 7 месяцев до этого, 1 сентября 1939 г. началась война Германии против Польши, в которой погибло свыше 66 тысяч польских военнослужащих. Так почему же такая избирательность и в обвинениях, и в сроках исторической памяти?

Кстати, о памяти. Катынь, несмотря на извинения России как государства за злодеяние тогдашнего ее правителя, несмотря на приведение в порядок там захоронений, создание мемориала, открытия архивов и привлечения польских исследователей к совместному изучению этой трагедии, в Польше это постоянное средство напоминания полякам, что от России и русских ничего хорошего ждать нельзя, причем никогда. Этим событием через 74 года буквально ежедневно будоражат польскую общественность.

Никакие иные драматические катаклизмы из истории Польши не являются предметом такого настойчивого напоминания, "втирания" в сознание нынешних поколений поляков. А про собственные проявления непомерной русофобской жестокости, воинствующего антисемитизма предпочитают не вспоминать. В польских лагерях для военнопленных красноармейцев в 1919-1920 г.г. от жутких условий содержания "на уничтожение" (голод, холод, дистрофия, эпидемии, болезни, жуткие наказания - порка колючей проволокой, несовместимые с жизнью тяжелые условия) умерло 18-20 тысяч человек (по польским оценкам 17 000) - сопоставимая с Катынью цифра. Но никакие извинения или даже сожаление на официальном государственном уровне высказаны не были. Что ж поделаешь, мол - болезни, а красноармейцы, видимо, были слабы здоровьем, их в Красной Армии наверняка плохо кормили. Или напомним события уж не такой давности - еврейский погром в Кракове 11 августа 1945 г., остановленный частями Советской армии и Войска Польского. Или разнузданный Кельцкий погром 4 июля 1946 г., проходивший под лозунгом "Завершим работу Гитлера!", в котором озверелой толпой и местной милицией были растерзаны вернувшиеся из концлагерей их узники. Причем убивали без разбора - и детей, и беременных женщин, с жадностью набрасывались и растаскивали имущество своих жертв. О нем многие годы в Польше умалчивали, лишь президент Л. Качиньски однажды назвал его "событием, за которое полякам стыдно" - и тут же забыли. Впрочем, не совсем - успели сочинить версию о том, что это все, конечно же, "провокации советских спецслужб". Хотя по свидетельству специальной польской правительственной комиссии, даже в ходе самой войны поляки совершали преступления против евреев в 24 районах страны, грабя, захватывая имущество, выселяя из жилищ. С ноября 1944 г. по декабрь 1945 г. польскими "отморозками" был убит 341 еврей, все они - чудом уцелевшие узники концлагерей. А уже послевоенные погромы евреев вызвали массовую эмиграцию из Польши - только за июль-август 1946 г. за рубеж навечно хлынуло 54 000 евреев. В итоге действий гитлеровских и польских садистов Польша сейчас единственная европейская страна, где практически не осталось еврейского населения. Поистине - "работа Гитлера завершена!". Можно, конечно, сказать, что количество жертв погромов слишком мало для вынесения определения "геноцид", а потому - просто не придавать значения и забыть. Интересно все же: каково было бы число погибших, если бы немцы оставили в живых больше польских евреев? Ведь в тот же г. Кельц из 20 000 жителей-евреев (1/3 населения города) после войны вернулось лишь 200 человек выживших... Но погром завершил ту судьбу, которую им уготавливали нацисты.

Армяне имеют все основания судить о геноциде - кому, как не им знать его чудовищные проявления и последствия! Символ Армении - Арарат, находящийся за пределами армянской территории, ежедневно напоминает о тех, кто несет ответственность за резню, но не признает ее, не испытывает сожаления и покаяния. Послу Польши достаточно лишь выглянуть из окна и бросить взгляд через границу. И, если посмотреть с "армянского угла" на высказывания посла о геноциде, то нельзя не вспомнить непреложный факт - Польша решением своего парламента - Сейма в 2005 г. лишь "воздала дань памяти армянам, погибшим от геноцида в Османской Турции во время Первой мировой войны". В такой трактовке "геноцид" звучит чуть ли не как какая-то загадочная армянская болезнь на турецкой территории, избирательная эпидемия. А на ком, по мнению Польши, все же лежит вина за уничтожение народа от мала до велика - почему не сказать об этом прямо?! Кто авторы многолетней армяно-ненавистнической политики? Кто убийцы-стратеги и убийцы-исполнители? Совершенно ясно - Польша сделала элегантный бальный реверанс и увернулась от осуждения палачей и мучителей, так и не признав прямо и де-юре факта неоспоримой вины Турции в этой одной из жесточайших в современной истории, душераздирающей трагедии поистине вселенского масштаба и последствий. Не хватило ей в силу ее подлинного приоритета - политической конъюнктуры, высоких морально-этических принципов, которым ее полномочные представители теперь поучают армян. Приходится напомнить послу, что не только жизни польских офицеров, но и жизнь каждого человека имеет ценность. По канонам посла о нравственности получается, что все, что связано с бывшим СССР, его деятелями, и нынешней Россией априори безнравственно и заслуживает постоянного проклятия, а что относится к Турции - союзнику Польши по НАТО - нормально, вполне терпимо и не стоит даже упоминания.

Оставим откровенно политизированное, предвзятое мнение посла Польши. Напомним себе, что Армения - суверенная страна, где всегда ценили свои исторические корни. В ее драматичной и даже трагической судьбе на авансцену выходили разные личности из разных лагерей. Но их интеллект, лидерство, след от их деятельности должны помогать видеть эти фигуры во весь рост, со всеми достижениями и просчетами, определять главное в этих личностях. В конце концов, мы говорим о людях, пусть даже и выдающихся, а не об истуканах, высеченных в граните. И грех разбрасываться такими людьми-самородками, прославившими в мире маленькую нацию. По сути, предмета для спора нет - такой мощной фигурой деятеля и человека, благодаря своему труду, уму и способностям, далеко вышедшей за рамки его родной Армении, сыгравшей заметную роль в отечественной и мировой истории, была, есть и будет фигура Анастаса Микояна.

Арам Погосян (Ереван)