Последствия государственного переворота на Украине выявили диаметрально противоположные подходы двух частей Союзного государства Белоруссии и России к урегулированию украинского конфликта. Владимир Путин долго воздерживался от признания "новых властей Украины" и рекомендовал им прекратить карательную операцию в восточных областях постсоветской республики, представители которых добивались федерализации, а ныне гибнут, отстаивая независимость Донецкой и Луганской народных республик. Александр Лукашенко, напротив, почти сразу установил контакт с "новыми властями Украины", выступил категорически против федерализации соседней республики, прибыл 7 июня в Киев на инаугурацию украинского коллеги и поддержал его намерения уничтожать донецких ополченцев. Свидетельствуют ли эти и другие факты об отсутствии единой внешней политики Союзного государства Белоруссии и России? Об этом 12 июня корреспонденту ИА REGNUM рассказала доктор политических наук, председатель Межрегионального общественного движения "Евразийский народный союз" и президент Международного фонда "ОКА" Татьяна Полоскова.

ИА REGNUM: Являются ли заявления Александра Лукашенко на тему федерализации Украины и поддержки Петра Порошенко по вопросу отторжения Крыма от РФ свидетельством того, что у Союзного государства России и Белоруссии нет единого внешнеполитического курса?

Общие принципы внешней политики России и Белоруссии продекларированы в ряде совместных документов. И не более того. Белоруссия ведет свои игры в соседней Прибалтике, обусловленные чисто экономическими интересами. В этом контексте следует и рассматривать заявления Лукашенко по ситуации на Украине. Я не могу вспомнить яркие совместные заявления двух внешнеполитических ведомств по какой-нибудь острой международной ситуации, как и серьезных международных совместных инициатив, которые бы не потонули в бюрократической рутине.

Что касается реализации российских внешнеполитических задач на территории Белоруссии, то это всегда было довольно непросто. В период моей работы в "Росзарубежцентре" (ныне "Россотрудничество") для проведения совместного экспертного совещания, культурного мероприятия надо было пройти серию согласований. И не всегда с положительным результатом. Россию в Белоруссии опасаются на уровне государственных структур - это именно так.

ИА REGNUM: С учётом данной 12 июня послом РФ в Белоруссии Александром Суриковым характеристики Союзного государства, можно ли констатировать, что украинский кризис продемонстрировал отсутствие его единой внешней политики?

Почему только этот кризис? Она и раньше была малозаметна. Как и само наличие Союзного государства. Кроме отсутствия формальностей на границе, что еще говорит о его существовании простому человеку?

Как сообщало ИА REGNUM, вплоть до свержения Виктора Януковича официальный Минск воздерживался от поддержки киевского "евромайдана", называя события в соседнгей республике "массовыми беспорядками". После того, как Янукович бежал в Россию, Александр Лукашенко поддержал февральский насильственный государственный переворот на Украине, отказал Януковичу в президентских полномочиях и стал называть "президентом" сначала Александра Турчинова, а затем - Петра Порошенко. Гостелевидение Белоруссии называет не признавших власть киевской хунты "террористами" и блокирует объективное освещение событий в Донецкой и Луганской народных республиках. Лукашенко 22 апреля заявил, что "если сюда придёт Путин, то неизвестно, на чьей стороне будут воевать русские", а также отдал спецслужбам распоряжение заняться активистами русского движения в Белоруссии.