"Эти действия уже не вызывают удивления. Диагноз - экономический непрофессионализм, абсолютная административная некомпетентность", - заявил 18 июня корреспонденту ИА REGNUM белорусский экономист Леонид Заико, комментируя намерение руководства Белоруссии предоставить госпредприятиям права специмпортеров товаров своих зарубежных конкурентов.

"Находясь в Таможенном союзе, подписав в мае месяце документы об образовании Евразийского союза, заявив приверженность этим идеям - свободное движение товаров, рабочей силы, капитала и услуг, подобного рода документы абсолютно неприемлемы, неприемлема даже сама постановка вопроса", - констатировал эксперт.

По мнению Заико, институт специмпортёра, ограничивающий внешнеторговую деятельность субъектов хозяйствования Белоруссии, противоречит принципам интеграционных объединений, членом которых является постсоветская республика. Среди таковых - Союзное государство Белоруссии и России, ЕЭП, готовящийся к расширению Таможенный союз и недавно учреждённый в Астане Евразийский союз. Поэтому намерения официального Минска, уверен эксперт, получат оценку со стороны партнёров Белоруссии и зарубежных экспертов, например - Всемирной торговой организации, к членству в которой стремится постсоветская республика.

"Не только заявленные намерения, но и достигнутые договорённости исключают решения такого типа, применение таких ограничений", - подчеркнул эксперт.

"В рамках Таможенного союза можно обсуждать введение каких-либо квот или разрешений на импорт тех или иных продуктов питания, которые представляются критически важными. Например, сейчас в Белоруссии пропала недорогая свинина", - отметил он. По словам Заико, в Белоруссии "хорошая мясная вырезка стоит около $20", тогда как в соседней Польше фермеры продают кратно дешевле. "Можно было обратиться в органы Таможенного союза с просьбой осуществить такие закупки и, наверное, все посчитали бы возможным её удовлетворить как временную меру. Т.е. в экстраординарных ситуациях можно действовать и так, - отметил он. - Что же касается института специмпортёра, то я рекомендовал бы назначить спецпоставщика двора Администрации президента, назначить официальных поставщиков строительной отрасли и т.д. Ну а если серьёзно, то такие решения выходят за рамки профессионального видения проблем".

По мнению Заико, в институте специмпортёра заинтересованы лоббистские группы, сформированные директорами госпредприятий (дряхлый "Беллегпром") и бюрократией: "Они настолько набрались энтузиазма, что стали лоббировать такие решения! Это такой местечковый уровень. Вариант неграмотного, непрофессионального, провинциально подхода".

"Деревенский подход. Ребята не понимают, где они живут", - так оценил независимый эксперт намерения чиновников Совмина Белоруссии.

По мнению Заико, назначение специмпортёров в постсоветской Белоруссии не является возрождением советского опыта государственной монополии на внешнюю торговлю. "Белоруссия реализует кондовую крестьянскую политику, - сказал экономист. - Соберутся два директора и думают: "Как сделать так, чтобы бизнесмены покупали нашу продукцию?". Премьер-министр собрался, приехал и сказал: "Пускай бизнесмены покупают продукцию наших предприятий!". Но бизнесмены-то неглупые - они видят, что можно купить товары лучшего качества и дешевле. Поэтому в данном случае едва ли можно провести исторические параллели с госмонополией, построенной на заветах Владимира Ильича Ленина, который одним из первых писал о госмонополии на внешнюю торговлю. Здесь ни Карла Маркса, ни Владимира Ленина уже не помнят. Здесь обычный наш районный, колхозно-совхозный подход к проблемам: "Не покупают белорусы? Надо! Давайте, бизнесмены...".

"В Белоруссии более 200 тыс предпринимателей, стройными рядами закупавшимися в Польше, Турции, на московских рынках. Чиновники хотят сделать так, чтобы предприниматели закупались на каких-то белорусских закупочных оптовых базах. Что тут скажешь? Если человека взять из деревни, посадить его в кресло премьер-министра и отказать ему в праве на знание экономической теории, то он будет делать именно так, демонстрируя непрофессионализм", - сказал Заико. Сопоставляя опыт СССР, где существовала государственная монополия на внешнюю торговлю, но госпредприятия не наделялись правами специмпортёров продукции своих прямых зарубежных конкурентов, с проектом "государственного решения" властей постсоветской Белоруссии, где такие права предоставляются госпредприятиям, эксперт отметил: "Виден чисто лоббистский интерес. Около 80 крупнейших белорусских госпредприятий являются государственными и находятся в преддверии всеобщего "распила" и распродажи. Поэтому вполне очевидно, что вводя эту меру, верхушка номенклатуры и директората получит возможность зарабатывать деньги на разнице цен при импорте тех или иных товаров. Эти товары, как в случае с польской свининой и ценами белорусского рынка, будут в 4-5 раз дешевле. Заработав эти капиталы, они смогут спокойно "распилить", "распатронить" белорусские активы. С точки зрения номенклатуры, институт специмпортёра - это прекрасная возможность осуществить первоначальное накопление капитала. Это вполне естественно и логично. В Белоруссии нет возможности зарабатывать большие деньги на нефти и газе, как в России".

"Следует присмотреться к поведению белоруской экономической элиты. Александр Лукашенко в августе 2014 года становится пенсионером. Основной состав номенклатуры в Белоруссии также подходит к возрасту Александра Григорьевича - к пенсионному возрасту, не имея серьезных средств и собственности. Поэтому предпринимаются меры для создания каналов перераспределения и получения доходов. В введении института специмпортёра виден чистой воды лоббизм", - добавил Заико.

По оценкам эксперта, Белоруссия находится в состоянии классического кризиса перепроизводства: "Перепроизводство товаров, склады забиты неликвидом, падение конкурентоспособности на внешних рынках и т.д.". В этих условиях, отметил он, "белорусская номенклатура лоббирует свои интересы, накапливает капиталы и готовит себе плацдарм на будущее".