В Госдуму внесены законопроекты, предлагающие убрать из закона "О рекламе" антимонопольные ограничения и смягчить запрет на рекламу пива. Депутат от Партии пенсионеров Игорь Зотов предлагает снять ограничение по максимальной доле одного игрока на рынке наружной рекламы в 35. Отмена порога доминирования может привести к созданию рекламных монополий контролируемых из-за рубежа, отмечают эксперты.

Во внесенном в Думу законопроекте N553255-6 депутат предлагает исключить из закона "О рекламе" статьи, ограничивающие долю одного игрока на рынка наружной рекламы 35% от совокупной площади рекламных полей. "Указанные пороговые значения экономически не обоснованы, не соответствуют особенностям функционирования рынков наружной рекламы", которые, как утверждает автор в пояснительной записке к законопроекту, обладают "разной емкостью и характеристиками в зависимости от муниципального образования". Возглавляющий Партию пенсионеров депутат Игорь Зотов также является формальным членом фракции "Справедливая Россия".

Положение о том, что максимальная доля одного участника рынка "наружки" не должна превышать 35%, вступило в силу в 2008 году. Стандартное для антимонопольного законодательства пороговое значение было введено одновременно с положением о том, что установка рекламных конструкций возможна только по результатам открытых торгов. Согласно закону "О рекламе", лица, у которых доля превышает 35%, не допускаются к торгам, пояснили ИА REGNUM участники рынка.

"Отмена 35-процентного порога лишит Федеральную антимонопольную службу возможности регулировать рынок услуг по распространению наружной рекламы", - заявил специализирующийся на наружной рекламе юрист Геннадий Поляков. Сейчас ФАС проводит регулярный мониторинг долей операторов наружной рекламы в городах России.

В принятии поправок депутата Зотова заинтересованы крупные участники рынка "наружки", считают эксперты. "Такой закон позволит зарубежным медиахолдингам, которые уже занимают на российском рынке наружной рекламы долю близкую к 35%, получить полный контроль над отраслью", - говорит исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе "Деловой России" Дмитрий Крючков.

Председатель Московской рекламной гильдии Ирина Матысяк называет законопроект "шагом назад в эпоху первоначального накопления капитала". "Если документ принять, то рынок наружной рекламы будет быстро монополизирован, - считает она. - Вместо 7 операторов, заключивших договоры с правительством Москвы на установку рекламных конструкций по итогам прошедших в августе прошлого года открытых аукционов, рекламодатели и медиаагентства могут получить одного крупного зарубежного оператора и монопольные цены". Без специальных законодательных ограничений открытые аукционы в "наружке" - это прямой путь к иностранному контролю над этим рынком, соглашается Геннадий Поляков. "Зарубежые медиахолдинги имеют доступ к более дешевым и `длинным` кредитным ресурсам и при этом пользуются поддержкой высшего политического руководства своих стран", - указывает он.