В течение ближайших четырех лет в Литве будут предприниматься попытки ввести штатную зарплату для учителей, которые работают в небольших школах или у которых небольшая нагрузка, поощрять учителей приобретать дополнительную квалификацию, сообщили ИА REGNUM сегодня, 6 октября, в Министерстве науки и образования Литвы.

Систему повышения квалификации педагогов планируется последовательно менять на программы продолжающегося повышения квалификации, которые предоставили бы недостающую или дополнительную компетенцию в течение определенного времени, последовательно повышать зарплаты учителей. Также поощрять, чтобы самоуправления всеми возможными способами поддерживали учителей, работающих в селах и деревнях, например, компенсировали бы расходы на дорогу учителям, которые ездят на работу каждый день. Все это предусмотрено в новом проекте Программы повышения престижа педагогических профессий, подготовленном Министерством образования и науки. Программа осуществлялась бы в 2017—2022 годах.

«Повышение престижа профессии учителя охватывает множество сфер — это и возможности повышения квалификации, улучшения условий работы, достойные зарплаты, система подготовки педагогов и личные качества, связанные с миссией педагога. Высокая самооценка, уверенность, мотивация, профессионализм — с такими качествами нужно связывать Сообщество учителей Литвы», — говорит министр образования и науки Аудроне Питренене.

До 21 октября министерство ждет от общества комментариев и замечаний.

В проекте программы предусмотрены направления, которые создадут условия для повышения профессионализма сообщества учителей. Это отбор способных и мотивированных претендентов на педагогические программы обучения, качество обучения, продолжающееся повышение квалификации, повышение материального благополучия, улучшение рабочей среды и условий работы.

В университетах педагогические программы планируется пополнить практикой в школе уже с первого года учебы. Во время практики будущим учителям свой опыт передадут педагоги высшей квалификации, они помогут подготовить студентов. Таким образом, студенты педагогических факультетов могли бы оценить, мотивированы ли они и готовы ли к работе педагога. Те, кто решит, что работа в школе — это не для них, смогут прервать учебу и выбрать другое направление.

Также планируется подготовить более надежные способы отбора студентов на педагогические программы, которые помогли бы отобрать самых мотивированных молодых людей. Программы подготовки педагогов будут возобновлены с 2017 года согласно новой редакции закона о науке и образовании и требованиям описания направлений образования и воспитания.

Планируется в сущности реорганизовать систему повышения квалификации, чтобы эффективно использовались ресурсы, а участие в программе повышения квалификации принесло бы качественные перемены. Переход к долговременным программам повышения квалификации учителей, срок которых не менее 40 часов, и которые могут быть растянуты на несколько месяцев или даже учебный год и которые могут идти в разных формах, позволят участникам не только услышать о новинках, но и испробовать их на своей практике.

Планируется создать механизм компенсаций, предназначенный для учителей, которые решили раньше уйти на пенсию.

Программа повышения престижа педагогических профессий будут осуществляться на средства бюджета государства и средства финансовой поддержки ЕС на 2014−2020 годы и общего финансирования.