С 20 по 23 июня Иран выступил с заявлениями, которые стали пренеприятнейшим сюрпризом для официального Вашингтона и Еврокомиссии. А также - видимо, и для малочисленной толпы проамерикански настроенных граждан Армении. Причины неприятных "ощущений" Запада понятны любому, кто более или менее устойчивое время отслеживает динамику отношений США-Иран, и развития конфликта между Ираном и Западом вокруг так называемого "иранского ядерного досье", и хода переговоров между Тегераном и "большой шестёркой" (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН + Германия).

Итак, 20 июня МИД Ирана обвинил США в проведении политики двойных стандартов в Ираке, как и ранее в Сирии. Более того, высшие шиитские иерархи Ирана и Ирака в тот же день открыто обвинили именно США в создании и "выращивании" салафито-ваххабитских банд в Ираке и Сирии. Разрушительные действия боевиков группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ISIL), - конечно, только удобный повод для Тегерана и его союзников-шиитов юга Ирака. На самом деле заявления шиитских иерархов были самым непосредственным ответом на два заявления из США. Напомним, что госсекретарь США Джон Керри, комментируя СМИ ситуацию в Ираке, не исключил и военных действий, и даже намекнул, что Вашингтон готов сотрудничать с Ираном в вопросе Ирака. Как сообщали СМИ, Керри подчеркнул, что "американская администрация изучает возможности обмена с Тегераном данными о действиях террористов, однако каких-либо совместных операций не планируется". А следом за шефом Госдепартамента США американский министр финансов Джек Лью открыто заявил, что США не будут торопиться со снятием санкций против Ирана, так как экономические санкции против Тегерана "поставили экономику страны в сложное положение" и "явились действенным инструментом в диалоге с Тегераном по его ядерной программе", сообщало агентство Reuter. Как сказал мистер Лью, "экономическое давление на Иран следует продолжить до тех пор, пока он не заверит мировое сообщество в мирном характере его ядерной программы".

Уже 21 июня замминистра иностранных дел Ирана по делам арабских и африканских стран Хоссейн Амир-Абдоллахиян нанёс дипломатическую пощёчину США, опровергнув заявления Керри и западных источников о якобы возможном взаимодействии Тегерана и Вашингтона в борьбе с террористами в Ираке, заявив, что его страна не вела переговоров с США относительно недавних нападений исламистов на Ирак, сообщило иранское агентство ISNA. "У нас не было никаких переговоров с США по последним событиям в Ираке. Мы не чувствовали и не чувствуем потребности в сотрудничестве с США по этому вопросу", - сказал Хосейн Амир-Абдоллахиян журналистам в кулуарах церемонии, посвященной 20-летию освобождения ЮАР от режима апартеида. Он далее также отметил, что Иран не проводил переговоры с США по вопросу борьбы с террористами в Ираке, потому что в Тегеране считают, что "народ Ирака, армия и вооружённые силы способны сами преодолеть искусственный кризис, создавшийся в их стране". Иранский чиновник заверил, что нет никакой угрозы от событий в Ираке для иранских границ: "Хотя там нет никакой угрозы границам Исламской Республики Иран, тем не менее, необходимые меры были приняты". Естественно, что он также категорически отверг какую бы то ни было американскую интервенцию в Ирак.

Отвечая же на вопрос о возможности контактов между Ираном и США в кулуарах переговоров в Вене по атомной проблеме, Амир-Абдоллахиян заявил: "Мы будем говорить с американской стороной только по ядерным вопросам в Вене". Итак, тон заявлений иранской стороны по отношению к США ужесточился. Иран отказывается "помогать" США по Ираку. Сейчас, после поставок в Ирак российской боевой авиатехники и прибытия в страну обслуживающего персонала из РФ понятно - ни Иран, да и ни Россия сотрудничать с США по Ираку (как и ранее и по Сирии) в выгодном американцам ключе не намерены.

Ещё поздней в тот же день 21 июня и сам глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что это именно США должны в ближайшее время принять "трудные решения", сообщило агентство ISNA, подчеркнув, что тем самым Тегеран предлагает Вашингтону первому пойти на полную отмену антииранских санкций. "США самыми первыми поставили Иран под действие санкций и давление. Это играло значительную роль для страны, которая наиболее активно подвергала Иран прессингу. Теперь эта страна нуждается в принятии жестких решений... Мы надеемся, что американцы действительно готовы принять эти трудные решения", - сказал глава МИД Ирана журналистам в ходе пресс-конференции в Вене после 5-го раунда переговоров между Ираном и "шестёркой". Зариф также заверил, что Иран был всегда успешен в поиске урегулирования разногласий между Тегераном и Западом: "Если мы никуда и ни к кому не ходим, ничего не выпрашиваем, то так было, потому что проблема заключалась не в позиции Ирана, а исходила от "шестёрки"".

Отвечая на вопрос о количестве иранских центрифуг, он сказал: "Центрифуги нужны нам, и мы принимаем решения о них. Мы должны договориться о времени, необходимом для того, чтобы работать над некоторыми из проблем на основе Женевских договорённостей. И мы заняты этим. Обогащение урана обращено к нуждам людей, и мы не просим других о тех вещах, которые предназначены для народа нашей страны".

Всё перечисленное означает, что, прежде всего, Иран настаивает, выражаясь военным языком, на безоговорочной КАПИТУЛЯЦИИ США в ядерном вопросе. Тегеран отлично знает, и это доказывают нынешние усилия очень многих западноевропейских фирм, что в Европе мечтают вернуться на иранский рынок. И только полная несамостоятельность ЕС, как и отдельно взятых европейских стран, удерживает их и не даёт возможности выйти из-под американского наглого диктата. Но Иран также выдал Америке некоторые весьма опасные для Вашингтона "месседжи" - относительно Ирака и относительно того, что иранская сторона обладает доказательствами причастности США ко всем иракским и сирийским террористическим организациям.

Казалось бы, и всего перечисленного достаточно, чтобы понять - никакого супер-сближения между США и Ираном в ближайшие месяцы, а то и годы, не предвидится. Однако Иран не был бы сам собой, если бы тут же "по горячим следам" не нанёс бы Вашингтону ещё одну дипломатическую и политическую оплеуху. 23 июня из Тегерана поступили куда более важные новости, учитывая сверхважность пресловутого ядерного фактора в мировой политике. Иран и Россия достигли принципиальной договорённости о строительстве еще двух энергоблоков на АЭС в Бушере. Как сообщило иранское информагентство Mehr со ссылкой на официального представителя Организации по атомной энергии Ирана Бехруза Камалванди, Иран намерен построить ещё два энергоблока АЭС при содействии "Росатома". По его словам, мощность каждого энергоблока АЭС составит 1 тыс. МВт. В свою очередь, руководитель российской госкорпорации Сергей Кириенко так прокомментировал ситуацию иранскому агентству: "Ведутся переговоры, они в стадии завершения. Мы рассчитываем, что до конца этого года мы выйдем на окончательное подписание и дополнения к межправительственному соглашению, и соответствующего контракта".

Итак, вместо ожидавшегося, в частности, проамериканскими гражданами Армении "союза США и Ирана против России", сами Тегеран и Москва идут по пути ещё большего укрепления и развития сугубо стратегического сотрудничества и взаимодействия в нашем регионе, а также во всей Передней Азии. Чтобы никто не сомневался, что продолжение сотрудничества Ирана и России в строительстве очередных блоков АЭС, просто напомню - там, где дело касается того или иного использования атомной энергии, речь может идти исключительно о стратегических интересах договаривающихся сторон, к тому же направленных на долгосрочную перспективу, а не на год или два. Это не мелкая торговля по распродаже, допустим, национальных интересов своей страны оптом или в розницу. Ведь заявления Камалванди и Кириенко свидетельствуют о том, что попытки Запада, прежде всего США, "втиснуться" в атомную сферу Ирана с вытеснением из неё России также потерпели крах - по крайней мере, на данном этапе.

В связи со всеми перечисленными заявлениями, звучавшими из Тегерана в период 20-23 июня, волей-неволей вспомнились относительные недавние заявления и России, и Ирана, в которых, например, Москва с осторожностью заговорила о новой возможности эксплуатации грузинского участка железной дороги Россия-Армения. Причём из РФ говорили также и о перспективе "продолжения" железнодорожного сообщения Россия-Армения (через Абхазию и Грузию) дальше в Иран. А в ответ из Тегерана намекнули, что уже "давно пора" начать строительство железной дороги Армения-Иран и часть финансов иранская сторона готова изыскать. Не стоит фантазировать и утверждать, что железнодорожное сообщение Россия-Абхазия-Грузия-Армения-Иран необходимо Москве и Тегерану исключительно для подвоза оборудования и комплектующих для этого самого строительства "двух энергоблоков АЭС". Хотя понятно, что это железнодорожное сообщение значительно облегчит и России, и Ирану исполнение взаимных обязательств по реализации выше указанной принципиальной договорённости об очередных этапах атомного строительства в Иране. Но что и Армения также выиграет от наличия и эксплуатации её двумя крупными партнёрами подобной железной дороги, - понять не трудно, следует только закрыть глаза на существование США и ЕС с их неуёмными антииранскими и антироссийскими амбициями и вспомнить о безопасности снабжения АЭС собственно на армянской территории - в Мецаморе.

Сергей Шакарянц - политолог (Ереван)