Либерально-реформаторская партия зарегистрировала в парламенте законодательную инициативу о внесении изменений в некоторые законодательные акты, предусматривающие уголовную ответственность за сепаратизм, пишет "В фокусе недели". Авторы законопроекта предлагают ужесточить наказание за действия по подрыву государственности страны лишением свободы сроком до 20 лет. Кроме того, в поле зрения либерал-реформаторов попали Закон о гражданстве, Закон об общественных объединениях, Уголовный кодекс Республики Молдова.

В пояснительной записке к законопроекту, говорится, что актуальность законодательного закрепления борьбы с сепаратизмом обусловлена последними событиями на Украине, продолжает "В фокусе недели". В нем также говорится, что сепаратизм наиболее распространен на постсоветском пространстве и исходит он, в основном, от русскоязычного населения. "Предлагаемый законопроект призван восполнить пробел в законодательстве, ставший очевидным в связи с геополитическим кризисом на Украине, вызванном бунтом сепаратистов на востоке страны, приведшим к человеческим жертвам, гуманитарному кризису и неизбежному появлению нового продолжительного конфликта", - говорится в документе. "В последнее время в Республике Молдова делаются попытки привить русскоязычному населению идеи сепаратизма с целью дестабилизировать политическую ситуацию в стране, изменить ее проевропейский курс, взятый конституционными властями", - считают авторы законопроекта. В таких условиях, убеждены либерал-реформаторы, молдавское законодательство должно предусматривать законный инструмент предупреждения сепаратизма и наказания физических и юридических лиц за пропаганду и подстрекательство к сепаратизму.

Впрочем, либерал-реформаторы, являющиеся открытыми сторонниками объединения Молдавии с Румынией, по факту сами должны подпадать под действие предлагаемых законодательных норм, пишет "В фокусе недели". Ведь они предлагают внести изменения в Закон о гражданстве и закрепить в нем дополнительные основания для отказа в предоставлении молдавского гражданства, а также возможность лишения гражданства лиц, осуществляющих деятельность, направленную на подрыв государственной безопасности, территориальной целостности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Лишены молдавского гражданства также могут быть лица, разжигающие национальную или расовую ненависть, распространяющие идеи сепаратизма, фашизма, шовинизма и сталинизма. Вместе с тем, предлагается закрепить наказание за сепаратизм в Уголовном кодексе Республики Молдова. Так, лица, призывающие к сепаратизму и создающие политические партии на платформе сепаратизма, будут наказываться лишением свободы на срок от шести до 12 лет с лишением права когда-либо занимать выборные должности в органах центрального и местного публичного управления. То же деяние, совершенное преступной группировкой и повлекшее за собой смерть человека, наказываться будет лишением свободы сроком от 12 до 20 лет.

Между тем, сотрудники правоохранительных органов активно занялись профилактикой сепаратистских настроений в Гагаузской автономии, продолжает "В фокусе недели". Днем 25 июня Служба информации и безопасности провела в Комрате спецоперацию, в результате которой были задержаны два молодых человека. Оба - жители Комрата, один из них, как выяснилось, работает продавцом-консультантом в магазине и к политике отношения не имеет. Молодых людей подозревают в подготовке подрывных и антиконституционных действий, способных нанеси ущерб государственной безопасности и территориальной целостности страны. Пока они заключены под стражу на 30 дней.

Гагаузские политики неохотно комментируют случай задержания специальными службами двух молодых жителей муниципия Комрат пишет "Гагауз-инфо". Родители одного из задержанных в Комрате молодых людей считают, что его подставили, и он стал "разменной монетой" в чьих-то руках. Один из молодых людей, которых обвиняют в подготовке подрывных и антиконституционных действий, работает продавцом-консультантом в одном из местных магазинов электротехники. На вопрос, действительно ли он предпринимал антигосударственные действия, один из молодых людей ответил отрицательно. Оба парня своей вины не признают.

Недоумевают по поводу задержания молодых людей и их родители, продолжает "Гагауз-инфо". "Подставили, наверное. Разменная монета для кого-то. Был произведен обыск. Ничего они не нашли. Он даже не служил - он пацифист. Ему 23 года", - сказала мать одного из задержанных Валентина Мавроди. "Как можно признать его вину, если он не имеет никакого отношения ни к каким военизированным структурам? Он не служил даже", - сказал отец задержанного Георгий Мавроди.

В среду, 25 июня, несколько десятков вооруженных людей, экипированных для проведения спецопераций и с хорошо опознаваемой эмблемой SIS (Cлужба информации и безопасности), провели в центре Комрата специальную операцию по задержанию, напоминает "Гагауз-инфо". Днем позже на официальном сайте Генеральной прокуратуры появилось сообщение о задержании двух лиц, подозреваемых в подготовке подрывных и антиконституционных действий, способных нанеси ущерб государственной безопасности и территориальной целостности страны. Операция была проведена представителями Генпрокуратуры совместно с сотрудниками Службы информации и безопасности. Было заведено уголовное дело. В ходе следственных действий удалось идентифицировать двух подозреваемых.

По прошествии пяти дней с момента проведения в Комрате спецоперации ни местные политики, ни правоохранительные органы предпочитают об этом инциденте не говорить, продолжает "Гагауз-инфо". "Мне известно не больше, чем представителям СМИ. Я знаю все из прессы. Пока с деталями я не знаком, как только мы узнаем поподробнее, будем реагировать", - сказал депутат НСГ Федор Гагауз. Не более общительным оказался и депутат Илья Узун. Он отметил, что "даже не знает о чем идет речь". "Я вообще ничего не знаю об этом случае. Вы сейчас мне говорите, а я даже не знаю, о чем идет речь, и как это прокомментировать", - сказал политик.

Председатель юридической комиссии Народного собрания Иван Бургуджи также не смог сообщить средствам массовой информации ничего нового по делу о двух молодых людях, которые, по мнению стражей порядка, "своими неконституционными действиями несут угрозу национальной безопасности", пишет "Гагауз-инфо". "Мы должны сначала разобраться, что произошло и почему. Если мы выясним что этот абсурд был безосновательным, то естественно нужно будет бить тревогу, потому, что этот беспредел будет продолжаться. Но сейчас мы ничего не можем говорить ни за, ни против, потому что не владеем никакой информацией", - сказал Иван Бургуджи.

Представители власти Гагаузии - башкан Михаил Формузал и председатель Народного собрания автономии Дмитрий Константинов - никаких заявлений по этой теме пока не делали и для комментариев были недоступны, подводит итог "Гагауз-инфо".

Тем временем Генеральная прокуратура начала уголовное расследование в отношении действий самого башкана Гагаузии Михаила Формузала, а также председателя партии "Патриоты Молдавии" Михаила Гарбуза, пишет "КП в Молдавии". Генпрокуратура проведет соответствующие расследования в ответ на ходатайство депутата из группы либералов-реформаторов Анны Гуцу, которая ранее настояла на привлечении этих двух партийных лидеров, а также депутата Народного собрания Гагаузии Ильи Узуна и епископа Бельцкого и Фалештского Маркела к уголовной ответственности. Основанием для подобного ходатайства Анны Гуцу послужили их заявления, которые депутат сочла подпадающими под понятие "сепаратизм".

"О возбуждении уголовного дела я с удивлением узнал из масс-медиа, - признался "КП в Молдавии" Михаил Формузал. - Это удивляет, удивляет, как работают наши правоохранительные органы, если человека даже не поставили об этом в известность! А действия самой госпожи Гуцу и прочих унионистов будут оценены 30 ноября (день, на который в Молдавии назначены очередные парламентские выборы - прим. ИА REGNUM), когда их отправят на политическую мусорную свалку! Я в этом уверен!"

Отвечая на вопрос "КП в Молдавии" "а вы не боитесь, что вас могут задержать, кинуть за решетку?", Формузал отметил: "Да, могут! Они все могут! За смелость иметь собственное мнение я готов ко всем неожиданностям. Это если ты находишься в их стае, ты под защитой. Стая защитит. А я готов отстаивать свое мнение! И под этим лозунгом работаю уже девятнадцать лет!"

"Я никогда не выступал за развал страны, мои слова просто переврали и переиначили журналисты, - заявил "КП в Молдавии" Илья Узун (По данным СМИ, близких к Демпартии Молдавии, на одной из встреч с западными дипломатами Узун заявил, что если структуры Молдавии будут "доставать гагаузов", то в автономии есть тысячи молодых людей, готовых с оружием в руках воевать, а также что гагаузы готовы вернуться к упраздненной в 1994 году независимой Гагаузской Республике - прим. ИА REGNUM). - Мне самому это очень неприятно. Я всегда выступал за целостность страны, за кулак, в котором вместе Кишинев, Гагаузия и Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев, была образована на год раньше "Республики Молдова" и никогда не являлась ее частью - прим. ИА REGNUM)! И в этом кулаке закон и права должны быть одинаковы для всех! Не надо будоражить людей, в Молдавии должен быть мир!"

Эксперты в области права и политические аналитики считают, что есть достаточно оснований для заведения уголовного дела на башкана Гагаузии Михаила Формузала и епископа Бельцкого Маркела по факту призыва к свержению конституционного режима и межэтнической розни, сообщает Publika TV. По запросу Анны Гуцу Генпрокуратура сообщила, что уголовное преследование проводится по факту самоуправства, превышения служебных полномочий и разжигания национальной розни. А фигурируют в деле башкан Гагаузии Михаил Формузал, депутат Народного собрания Илья Узун, епископ Бельцкий Маркел и лидер партии "Патриоты Молдовы" Михай Гарбуз.

Гуцу заявила Publika TV, что обратилась в ГП "по поводу действий подрывного характера, а Генпрокуратура связала дело с тем, что было возбуждено в январе по факту организации незаконного референдума в Гагаузии". "Есть конституция Республики Молдова, 32 статья, где очень чётко обозначено, что любой призыв к свержению государственного строя должен быть наказан по закону. Есть ещё статья 54, в которой говорится о верности родной стране. Все граждане равны перед законом, и должны быть привлечены к ответственности, когда его нарушают", - сообщила Гуцу. "Призыв к сепаратизму и попытки дестабилизации не исходят от гагаузского народа. Каждый стремится завоевать часть электората. Всё дело в этой горстке лидеров", - добавила депутат.

Бывший член Объединенной контрольной комиссии от Молдавии Ион Ляху высказался за отстранение Формузала с должности члена кабинета министров РМ, предположив, что чиновник борется с молдавской государственностью и в то же время имеет доступ к гостайнам, продолжает Publika TV. "Он позволяет себе очень многое, что, по моему мнению, непозволительно для члена кабинета министров. Ведь он обладает доступом к государственным секретам. Это человек, который практически открыто заявил о себе как о враге, противнике этого государства", - заявил Ляху. По его мнению, присутствие Формузала в кабинете министров "является опасным для безопасности государства". "Если он и в дальнейшем будет членом правительства, значит, ответственные лица просто не выполняют свои обязанности. Надо чтобы на этот период он был отстранён от должности", - считает бывший член Объединённой контрольной комиссии.

Политический комментатор Роман Михэеш поприветствовал решение ГП и сказал, что "нужно привлекать к ответственности людей, которые дестабилизируют политическую ситуацию в Гагаузии и Молдавии", сообщает Publika TV. А эксперт в области конституционного права Николай Осмокеску заявил, что Михаила Формузала давно нужно привлечь к ответственности. "С момента подписания соглашения об ассоциации, и утверждения его правительством, это соглашение становится нормой, внутренним законом Республики Молдова. И любой призыв к саботажу, к несоблюдению этого соглашения является преступлением. Открытие уголовного дела играет положительную роль для предупреждения таких действия в дальнейшем. Это значит, что правоохранительные органы действуют и могут предотвратить такие события", - считает Осмокеску.

По мнению бывшего исполняющего обязанности директора СИБа Валентина Дедю, Генеральная прокуратура не дала четких пояснений, открыли ли уголовные дела в отношении этих четырех фигурантов, продолжает Publika TV. "Был установлен факт необходимости рассмотрения в рамках уголовного дела. Но не было сказано, откроют ли на них уголовные дела", - подчеркнул Дедю. А политолог Ион Тэбырцэ отметил, что до сих пор такие дела никогда не доводились до конца. "Обычно, дела открываются, но людей не наказывают или санкционируют только формально", - утверждает он.

В последнее время унионистский Кишинев вновь поднял жупел гагаузского сепаратизма и стращает им молдавскую государствообразующую нацию, пишет eNews. При этом политики и закормленные политологи не утруждают себя мыслью о том, что надо бы как-то объяснить нашему народу, что собой представляет сепаратизм как общественное явление и в чем его специфика в нашей республике. Попытаемся внести ясность в этом вопросе, понимая, что инициируемое центром обострение отношений с Комратом может иметь далеко идущие последствия для государственности Республики Молдова.

Рассмотрим непредвзято политические процессы в Гагаузии с 1989 года, продолжает eNews. Тогда гагаузская общественная организация "Гагауз халкы" поставила вопрос фактически о национально-культурной автономии, в чем ей было отказано. Гагаузы в своих требованиях не выходили за пределы того, что функционировало в общем советском государстве и даже в отдельных союзных республиках. То есть, требования в СССР национально-культурной, как и национально-территориальной автономий не были сепаратистскими, так как они относятся к форме государственного устройства страны. Мировая теория, политика и практика всегда различала и различает, в чем состоит принципиальное отличие сепаратизма от федерализма: "Сепаратизм всегда выступает как противозаконное движение (хотя его отличие "от национально-освободительного движения носит субъективный (оценочный) характер"), а федерализм - как политическое устройство государства". То есть, в самих требованиях трансформации унитарной модели государственного устройства Республики Молдова в федеративную политическую систему нет ничего сепаратистского!

В августе 1990 года Комрат образовал Гагаузскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР, пишет eNews. Это был ответ гагаузского народа на то, что Кишинев, во-первых, определял гагаузов как этническую группу, не имеющую никаких прав требовать для себя автономии, а, во-вторых, на то, что сам он вел себя по отношению к Москве по-сепаратистски. Следовательно, если настаивать на том, что Комрат, выступал по отношению к Кишиневу как сепаратистский регион вплоть до провозглашения себя союзной республикой в составе СССР, то это следует рассматривать только в контексте сепаратистских действий Кишинева, взявшего курс на выход из состава СССР. Таким образом, это был сепаратизм Комрата по отношению к Кишиневу, продиктованный сепаратизмом Кишинева по отношению к Москве. А это означает, что тогдашний сепаратизм Комрата являлся следствием сепаратизма Кишинева, поэтому его сепаратизм вторичен, а кишиневский - первичен. Между ними есть причинно-следственная связь, действия Комрата вытекают из действий Кишинева.

Положение изменилось после роспуска СССР в декабре 1991 г., когда на государства постсоветского пространства распространились положения Хельсинкских соглашений 1975 г. о нерушимости послевоенных границ европейских государств (что само по себе означало нарушение этих соглашений и превращение их в ничего не значащую бумажку - прим. ИА REGNUM), продолжает eNews. Таким образом, международное право вернуло Гагаузию в состав нового государства Республики Молдова. С этого момента, на наш взгляд, можно говорить - лишь теоретически и формально - о сепаратизме Комрата по отношению к Кишиневу, который продолжался до 23 декабря 1994 года (день принятия молдавским парламентом Закона об особом статусе Гагаузской автономии, на условиях которого Гагаузия вошла в состав Молдавии - прим. ИА REGNUM). Однако он имел свои специфические особенности. Во-первых, не забудем о походе волонтеров Мирчи Друка на Гагаузию в последней декаде октября 1990 г. Кишинев, находясь тогда еще в составе СССР и не получив разрешения у центральной власти страны, не имел никакого юридического и политического права на силовые действия против Комрата. Именно это обстоятельство, во-вторых, сделало невозможным возвращение Комрата под унитарную юрисдикцию Кишинева на административно-территориальных условиях, существовавших до 19 августа 1990 г., когда были провозглашены Гагаузская ССР и ее выход из состава молдавского государства (никакого "молдавского государства" в 1990 году не было - прим. ИА REGNUM) по указанным выше причинам. В-третьих, Кишинев уже взял курс на объединение с Румынией, то есть проводил сепаратистскую политику по отношению к молдавскому государству, намереваясь ликвидировать его. Гагаузия тогда и сейчас не мыслит себя вне Молдавии и в составе Румынии. Унионистская политика и практика Кишинева очень сильно затрудняла реинтеграцию Гагаузии в составе Республики Молдова. В-четвертых, в 1991-1994 гг. речь шла не о сепаратизме Комрата, как таковом, а о нахождение способа решения проблемы возвращения части (Гагаузии) в состав целого (Республики Молдовы) (Гагаузия не могла "реинтегрироваться" и "вернуться" в состав "Республики Молдова", поскольку до 1994 не являлась ее частью - прим. ИА REGNUM). Поиск такого способа, в-пятых, состоял в том, что реинтеграция Гагаузии в состав правобережной Молдавии была обставлена рядом условий, концепция которых составляет суть Закона "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)", принятого парламентом РМ 23 декабря 1994 г.

На этих условиях специфический гагаузский сепаратизм, если он и был, исчерпал себя в декабре 1994 года, пишет eNews. А обвинения Комрата в сепаратизме не прекращаются ни на один день уже в течение 25 лет, и особенно они усилились с 2009 г. Почему это происходит и кому это выгодно? Причин, по сути, две. Первая: Кишинев согласился продекларировать Гагаузскую автономию и формально принять соответствующий закон, но отказался и отказывается наполнять ее конкретным содержанием, а именно провести разграничение полномочий между Комратом и Кишиневом и соблюдать Закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз-Ери)"... Вторая причина: унионистско-сепаратистское движение Кишинева в сторону Прута. Именно она вынуждает Комрат по-особому реагировать на многочисленные проявления захвата Кишинева Бухарестом, маскируемое якобы стремлением Молдавии стать полноправным членом ЕС...

Референдум в Гагаузии 2 февраля об отложенном статусе (по его итогам 98,09% участников проголосовали за то, чтобы Гагаузия автоматически стала независимым государством в случае потери Молдавией суверенитета, 98,47% - за вступление в Таможенный союз, и 97,43% - против вступления в ЕС - прим. ИА REGNUM) необходимо воспринимать как реакцию населения автономии на многочисленные заявления Бухареста (Траяна Бэсеску) и действия Кишинева унионистского характера, продолжает eNews. В нем нет ничего такого, что можно истолковать как проявления сепаратизма части страны (Гагауз-Ери) по отношению к самой Республике Молдова. Голосование за Таможенный союз вообще никакого отношения к сепаратизму не имеет - для тех, кто находится в трезвом уме и здравой памяти. А для тех, кто не дружит с умом и памятью из числа унионистов-сепаратистов, то их и хлебом не корми! Чтобы убрать с их дороги все, что препятствует объединению Молдавии с Румынией, они и используют выдуманное ими сепаратистское пугало в лице Гагаузии, чтобы спрятать свой сепаратизм, направленный на уничтожение молдавской этнической, культурной и политической идентичности.

И Комрат является таким препятствием! - пишет eNews. Смысл проведенного им референдума прост: в тот день, когда унионисты-сепаратисты Кишинева начнут процедуру отказа от молдавской государственности путем вхождения в Румынию, в этот день Гагаузия автоматически становится независимой. Более сильного и действенного способа защиты суверенитета Республики Молдова и своего собственного автономного статуса в ее границах трудно придумать! Вот почему последовало заявление Михая Гимпу о том, что надо провести общереспубликанский референдум по ликвидации Гагаузской автономии. Его поддерживает никто иной, как личный враг Гимпу Анна Гуцу, ни в чем не уступающая ему в румыноунионизме радикального толка. Вот почему последовала и разработка правящим альянсом законопроекта о борьбе с сепаратизмом в Республике Молдова. Как говорится, что у пьяных Гимпу и Гуцу (они выступают в этом качестве) на языке, то у трезвых власть предержащих в Кишиневе на уме! Таким образом, сепаратисты-унионисты, ставя перед собой цель ликвидации молдавского этноса и его государственности, обвиняют в сепаратизме тех, кто борется за суверенность Республики Молдова. Это похоже на известную присказку: вор бежит впереди тех, кто преследует вора, и громче всех кричит: "Держите вора!"

Унионисты-сепаратисты Кишинева развернули в СМИ зомбирование мажоритарного населения страны, они натравливают молдаван против гагаузов, национальных меньшинств республики и под грохот "экспертных" барабанов приступили к созданию законодательной базы, которая будет нацелена на политическое подавление, а если понадобится и физическое устранение противников объединения Молдавии с Румынией, продолжает eNews. Украинские события стали катализатором и ускорителем таких их действий. Никто не против борьбы с сепаратистскими проявлениями, но такая борьба не должна носить избирательный характер. То есть, она должна быть нацелена против тех, кто замыслил ликвидацию молдавского государства и целеустремленно работает в этом направлении четверть века. Прежде всего, против этих сил. Необходимо очень четко определить политическое и правовое толкование термина сепаратизм, исключив все то, что имеет отношение к терминам федерализм и регионализм, чтобы не давать в руки недоброжелателей молдавской государственности возможности спекулировать на мнимом сепаратизме.

Высказывания и дискуссии по поводу моделей государственного устройства Молдавии не являются сепаратистскими ни по форме, ни по содержанию, пишет eNews. Но они указывают на диагноз болезни унитарной модели государства и направлены на поиск другой модели, более эффективной, по их мнению, чем существующая. Чтобы унитарная модель продолжала функционировать, достаточно власти согласиться с диагнозом и начать лечение государственного организма. Если этого не сделать, тогда наступает время для сепаратизма, который может привести к отделению части от целого, но который может завершиться и трансформацией унитарной модели в региональную структуризацию политической системы либо в какую-либо форму федеративного устройства государства. Вместе с тем, необходимо признать, что сепаратизм унионистской формы не подается лечению в Республике Молдова. Эта болезнь нуждается в хирургическом вмешательстве или в смирительной рубашке. В противном случае она доведет нашу страну до летального исхода, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена независимая Гагаузская Республика. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.