Страны-члены НАТО имеют право принимать суверенные решения касательно своей внешней политики, если ее приоритеты не противоречат фундаментальным принципам Североатлантического альянса. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявила на пресс-конференции 10 июля в Ереване представитель отдела общественной дипломатии НАТО Деспина Афентули, говоря о политике Турции, которая на протяжении порядка 20 лет держит границу с Арменией закрытой.

При этом Афентули не ответила на вопрос о том, входит ли в фундаментальные ценности НАТО блокада Турцией Армении и увязка нормализации двусторонних отношений с разрешением нагорно-карабахского конфликта. Как она отметила, Североатлантический альянс всегда поддерживал диалог между Арменией и Турцией по нормализации отношений и открытию границы.

Что касается возможности возобновления военных действий в Нагорном Карабахе и поддержки Турции в этом вопросе азербайджанской стороны, что может привести к противостоянию также между НАТО и ОДКБ, Афентули сказала, что альянс не прогнозирует такой исход событий и выступает за мирное урегулирование конфликтов. "Мы не считаем, что подобное может случиться. Нам известно, что у вас есть проблемы с Турцией, и что в прошлом велся диалог. Мы его до сих пор поддерживали и продолжаем поддерживать", - подчеркнула представитель НАТО.

Стоит напомнить, что в октябре 2009 года в Цюрихе министры иностранных дел Армении и Турции Эдвард Налбандян и Ахмет Давутоглу в присутствии руководителей дипломатических ведомств России, США, Франции и Швейцарии подписали двусторонние протоколы об установлении дипломатических отношений и деблокаде закрытой по инициативе Анкары с 1993 года армяно-турецкой границы. Однако в силу целого ряда причин и, в первую очередь, из-за резкой обструкции Азербайджана, Турция попыталась обусловить их ратификацию в своем парламенте выводом армянских подразделений с территорий вокруг Нагорного Карабаха (т.н. "зона безопасности"). Поскольку такого требования в тексте обоих документов не содержится, армянская сторона отказалась увязывать ратификацию с выполнением любых предварительных условий, и начавшийся процесс армяно-турецкой нормализации был заморожен на неопределенное время.