Минэнерго Украины не исключает возможности отказа от строительства завода ядерного топлива в рамках сотрудничества с российской компанией ТВЭЛ, заявил замглавы Минэнерго Украины Вадим Улида. По его словам, решение о выборе партнера будет приниматься по результатам переговоров.

"Российская сторона никогда не отказывалась от исполнения ранее взятых на себя обязательств по строительству завода ядерного топлива на территории Украины в посёлке Смолино, который должен был быть построен к 2015 году, - заявил начальник аналитического отдела ЗАО Инвестиционная компания ЛМС Дмитрий Кумановский. - Все возможные задержки связаны с недостаточным финансированием украинской стороной своих обязательств. Право построить завод было получено российской компанией по результатам открытого конкурса по выбору технологии и партнера, утверждённого правительством Украины. Поэтому односторонний отказ от взятых на себя обязательств будет означать ненадёжность инвестиционной привлекательности Украины, как страны, принимающей инвестиции, при реализации крупных и значимых проектов".

"К настоящему моменту участникам проекта завода по производству ядерного топлива необходимо было начинать строительство после утверждения в Кабинете министров Украины проектной документации. Отказ от дальнейших шагов будет означать, что участники потеряют по $10 млн, вложенных ранее. При этом потери бюджета Украины (откуда были взяты средства) будет невозможно компенсировать вообще. Учитывая непростую финансовую ситуацию в этой стране, а также более ранние многомиллионные потери от проекта по экспериментальному производству топлива по обходным технологиям американских партнёров, за которые оператор, Westinghouse Electric, не понесла ответственности, Украина может серьёзным образом пострадать материально", - считает он.

"В то же время, имея собственный завод, Россия и Украина могли бы не только обеспечить потребности украинского государства, но и выйти на рынки третьих стран, где были построены реакторы типа ВВЭР. Российско-украинское СП позволяет получить полноценное производство, с участком порошка ДОУ и топливной таблетки. Westinghouse Electric же может предложить только "отвёрточное" производство уже готовых топливных элементов, способное обеспечить лишь локальное обеспечение топливом реакторов украинских АЭС с более худшими характеристиками, что ставит под вопрос безопасность эксплуатации станций", - заявил он.

"Кроме того, Росатом готов был финансировать 15% проекта за счёт собственных средств, найти другого такого иностранного инвестора для Украины сейчас будет сложно. Сотрудничество с Westinghouse Electric потребует дальнейшего увеличения долга украинского государства и создаст серьёзную нагрузку на экономику страны, - полагает эксперт. - При этом для американской компании этот бизнес - побочный, вложений в технологию производства нужных Украине шестигранных сборок делаться не будет. Французский производитель топлива, компания Areva, вообще официально заявил, что не планирует начинать производство шестигранных сборок. Поэтому только сотрудничество с российским ТВЭЛ позволит Украине иметь перспективу в разработке технологий ядерного топлива и возможность окупать инвестиции за счёт экспорта готовой продукции".