Затягивание процесса вступления Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) обусловлено политическими и техническими проблемами. Об этом на пресс-конференции в Ереване 15 июля заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Искандаряна, ничего странного нет в затягивании процесса присоединения страны к ЕАЭС. "Оно обусловлено техническими и политическими проблемами. В принципе, это решаемые вопросы, но это не произойдёт в ближайшие дни или недели", - сказал эксперт, выделив три основные причины затягивания процесса. "Во-первых, оттягивание процесса вступления Еревана в евразийское объединение обусловлено техническими причинами. После решения Еревана от 3 сентября прошлого года присоединиться к Евразийскому экономическому союзу необходимо было решать огромный массив технических вопросов, которые преодолели страны-основатели объединения за полдесятка лет. Армения смогла это сделать меньше, чем за год. Во-вторых, необходимо пройти нелегкий путь согласования этих технических вопросов со странами-основателями. В-третьих, чинят препятствия вступлению Армении в объединение существующие политические проблемы и противоречия внутри самой организации", - перечислил Искандарян.

Продолжив свою мысль, эксперт заметил, что, несмотря на принятое политическое решение о вступлении Армении в ЕАЭС, Казахстан и Белоруссия, которые публично поддержали это решение, в плане экономики не заинтересованы в интеграции Еревана. "С экономической точки зрения страны-основатели организации не видят мотивации во вступлении Армении в Евразийский экономический союз. Экономическая заинтересованность существовала в отношении Украины, которая сейчас оказалась на грани экономического коллапса и деиндустриализации", - сказал политолог.

Между тем, директор Института Кавказа подчеркнул, что "событие 3 сентября" прошлого года послужило средством выражения недовольства России "ассоциацией" с ЕС государств-участников программы "Восточное партнерство", в том числе Армении, на фоне обострения ситуации вокруг Украины. "Третье сентября" на самом деле было не приглашением Армении в Евразийский экономический союз, а выражением недовольства Москвы по поводу присоединения государств к Ассоциативному соглашению Европейского союза. С другой стороны, Россия, тем более Казахстан и Белоруссия, в экономическом плане не заинтересованы в присоединении Армении к Евразийскому союзу. Базис армяно-российских экономических отношений и так довольно весомый, что будет и дальше развиваться", - сказал Искандарян, добавив при этом, что в отношениях самих стран-членов Таможенного союза есть серьезные противоречия.

"Мы видим извне, какие серьезные проблемы есть в отношениях самих "таможенников". Например, "калийный скандал" с Белоруссией в 2013 году, дошло дело до ареста российского бизнесмена (генерального директора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера - прим. ИА REGNUM), проблема переработки нефтепродуктов в Белоруссии и их продажа на Запад, проблема возвращения налогов от реэкспорта товаров из Белоруссии, проблема тракторов в Казахстане и пр. Споры вокруг этих вопросов иногда доходят до чрезвычайно серьезных столкновений, которые в Армении не замечают. Очень странно было предположить, что на фоне всех этих проблем вступление Армении в организацию не должно было вызвать вопросов. Армения тоже предмет противоречий между Казахстаном, Белоруссией и Россией. Утрясти эти противоречия возможно, но это требует времени", - сказал гость пресс-конференции.

Вместе с этим, Александр Искандарян назвал несколько причин, из-за которых Белоруссия и Казахстан не заинтересованы в присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. "Во-первых, Армения импортирует энергоносители, Казахстан и Россия, наоборот, их производят. Задачи экономик наших стран противоположные. России и Казахстану необходимо свою экономику протекционировать, а нам - открывать. Этот вопрос необходимо согласовывать. Это можно сделать, например, с соседним Ираном, который является примером потрясающего протекционизма - указанные вопросы улажены. Во-вторых, Белоруссия, по сути, не является страной добывающей энергоносители, но она - скрытое нефтяное государство. Она живет на производстве и продаже в Европу нефтепродуктов из российской нефти. Соответственно, это государство, нуждающееся в скрытых или открытых субсидиях. Любая входящая в ЕАЭС новая страна, которая не добывает энергоносители, тоже будет нуждаться в субсидиях. Это проблематично для Белоруссии. В-третьих, в Евразийском союзе можно голосовать 2/3-ми. В настоящее время Белоруссия и Казахстан составляют 2/3 организации. Соответственно, консолидируясь, они могут повлиять на решение всего союза. Как только туда вступает четвертая страна, 2/3 организации будет состоять из трех стран. Как будет голосовать Армения, и г-н Лукашенко, и г-н Назарбаев догадываются. Это отдельная проблема, и так далее", - сказал Искандарян.

В заключение он подчеркнул, что, исходя из вышеизложенных реалий, трудно сказать, когда Армения подпишет соглашение о вступлении в ЕАЭС. "Есть политическое решение по вступлению Армении в данную организацию, но с другой стороны существуют и проблемы, которые в принципе решаемы. Но когда это произойдёт, трудно сказать", - подытожил эксперт.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по итогам саммита Высшего Евразийского экономического совета в Астане 29 мая было принято решение до 1 июля согласовать все нерешенные вопросы в переговорах по присоединению Армении к ЕАЭС. Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил, что договор о присоединении Армении к ЕАЭС 30 июня был направлен на межгосударственное согласование, отметив при этом, что решения по дате подписания документа пока нет.

В настоящее время стороны называют разные сроки присоединения Еревана к ЕАЭС. Недавно министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов заявил, что договор о вступлении Армении в Евразийский экономический союз может быть подписан в октябре этого года. По словам же премьер-министра Армении Овика Абрамяна, вопрос вступления страны в евразийское объединение решится до конца текущего года. Как сообщил он, Ереван выполнил все договоренности, и причины оттягивания подписания соглашения ему не известны.

Между тем, спикер парламента Армении Галуст Саакян заявил, что затягивание процесса вступления Армении в Евразийский экономический союз обусловлено наличием противоречий между государствами-учредителями объединения. "В отношениях трех стран-основателей Евразийского экономического союза наблюдаются противоречия, что уже ясно и прессе. Думаю, что обсужденные длительное время условия (вступления Армении в ЕАЭС) приемлемы для всех сторон. Более того, составленные документы были отправлены всем трем странам, и до сих пор никто из них не представил никакого предложения", - подчеркнул на днях Саакян.