Официальный отказ Варшавы от проведения в 2015 году перекрёстного года Польши в России и России в Польше - это в первую очередь символический жест, который определяет новую цезуру в польско-российских отношениях: проводившаяся правительством Дональда Туска на протяжении шести с лишним лет политика "нормализации отношений" с Россией фактически отменена. Польша возвращается к конфронтационной линии. События весны 2014 г. на Украине и их восприятие внутри Польши не позволяют продолжать прежнюю политику.

Последним завоеванием двух стран на пути нормализации стала встреча министров иностранных дел Р.Сикорского и С.Лаврова в Варшаве 19 декабря 2013 г. Тогда была подписана дорожная карта по развитию контактов двух стран до 2020 г. Она декларировала необходимость перевода польско-российских отношений на новый "уровень активного партнёрства" и определяла стратегические цели сотрудничества в целом ряде областей: в области политического диалога и внешней политики, политики безопасности, экономических отношений, социальных связей, сотрудничества в сфере культуры. Представители оппозиционной партии "Право и Справедливость" тогда жёстко раскритиковали подписанный документ, заявив, что он не был согласован с оппозицией и сомнителен в плане соблюдения польских национальных интересов. Но Д.Туск на это очень жёстко ответил, что вся эта критика является "полным комплексов бормотанием".

Воссоединение Крыма с Россией вызвало всеобщую истерию в польских СМИ. Большинство изданий вышло с кричащими заголовками вроде "Сегодня Украина - завтра Польша!". Надо отметить, что это событие действительно воспринимается многими поляками именно как первый шаг против Польши: здесь почти очень мало кто осведомлён о судьбе Крыма в административных границах СССР или о своеобразии его этнического состава - причём это касается и политического сообщества. Присоединение Крыма было объяснено стратегической значимостью полуострова в рамках общей стратегии атаки на Киев. С этой точки зрения было вполне логично предположить, что, сумев подчинить Украину и уже "контролируя" Белоруссию, Москва наметит своей следующей целью Варшаву как "главный очаг свободы и демократии" в регионе. Неудивительно, что страх перед надвигающейся войной действительно охватил польское общество.

Но и само правительство стало активно использовать украинский кризис для нагнетания атмосферы страха перед угрозой со стороны России. И эта пропаганда принесла свои плоды. По опросу польского Центра исследования общественного мнения (CBOS), проведённому в начале апреля, выяснилось, что поляки ощущают наибольшую угрозу независимости своей страны за все последние 25 лет: таковых оказалось 47% - это больше, чем в 1991 году. При этом 80% опрошенных назвали именно Россию как страну, потенциально опасную для Польши. По другому опросу, проведённому CBOS 8-14 мая, 65% поляков назвало отношения их страны с Россией плохими, и лишь 3% хорошими.

В результате проводившаяся много лет политическая линия правительства Дональда Туска на нормализацию отношений с Россией была очень быстро свёрнута. В этом можно усмотреть провал его политики, ведь нормализация не удалась. Начиная с февраля 2014 г. политики "Гражданской платформы" стали соревноваться с оппозиционерами из "Права и Справедливости" в резкости заявлений в адрес России. Можно сказать, что и сам Туск заговорил о ней "по-качиньски", полностью переняв взгляды и терминологию своих оппонентов. "Право и Справедливость" смогла заявить о своей полной победе в споре о стратегии восточной политики - правительство вынуждено было принять и её констатации о невозможности нормальных отношений с Россией, и о необходимости всемерной борьбы с её агрессией как главном содержании польской политики. И партия Я.Качиньского постаралась максимально использовать эту возможность: она организовала мощную атаку на правительство, требуя признать крах всей его восточной политики, ошибочность "оттепели" в отношениях с Россией. Из крупных политических сил ориентацию на "нормальные" отношения с Россией сохранили только левые. Впрочем, никто в Польше так и не смог внятно сформулировать, что же это такое - "нормальные отношения с Россией". Такая модель просто отсутствует в польской культуре.

Действительно, изменение курса правительства на 180 градусов - не очень хорошая тактика для правящей партии. Однако, на мой взгляд, говорить о поражении внешней политики "Гражданской платформы" всё же не стоит. Надо отметить, что нормализация отношений с Россией не была её самоцелью. Основной целью было преодоление изоляции Польши по линии российско-европейских отношений и усиление позиций Варшавы в деле формирования общеевропейской восточной политики, что было невозможно при открыто враждебных контактах с Москвой. Экстремальная внешняя политика, которую проводило правительство Я.Качиньского в 2005-2007 гг., маргинализировала Польшу. Планомерно осуществляя тактику нормализации с 2007-2008 гг., правительство Туска сумело достичь своей основной стратегической цели, то есть усиления позиций Польши в Европе.

Можно сказать, что смысл политики нормализации отношений двух стран себя уже исчерпал, она выполнила все задачи, которые были нужны польской стороне. Что от этого получила Россия - трудно сказать. Повышение роли Варшавы в европейской политике России точно не выгодно, потому что по стратегии восточной политики среди основных политических сил Польши споров почти нет - любое правительство будет проводить радикально антироссийскую политику. А главный результат шестилетнего курса на "нормализацию" отношений двух стран уже очевиден. Польша получила искомую ею роль главного идеолога европейской политики в отношении близких к Европе стран постсоветского пространства, а также большой набор инструментов и средств для её проведения. В этом смысле можно сказать, что восточная политика правительства Д.Туска оказалась как раз очень успешной, и это никак не противоречит нынешнему отказу от её основной линии.

В связи с этим, однако, стоит остановиться на скандале с прослушкой ведущих политиков Польши, частичную стенограмму которой опубликовал журнал "Wprost" в июне 2014 г. В ходе частной беседы министр иностранных дел Р.Сикорский подверг крайне жёсткой критике отношения Польши с Америкой. Напомню, в литературном переводе он сказал следующее: "Ты знаешь, что альянс между Польшей и США не стоит ничего. Он даже вреден, потому что создает ложное чувство безопасности. Это полная ерунда. Мы конфликтуем с Германией, с Россией и думаем, что все прекрасно, потому что мы ублажаем американцев. Неудачники. Полные неудачники". Эти слова стали сенсацией из-за своей грубой формы и прямоты, но в сущности они содержат квинтэссенцию идеологии внешней политики "Гражданской платформы": основное внимание должно уделяться положению Польши в Европе, союз с Америкой должен иметь вспомогательное значение, а с Россией надо придерживаться невраждебных отношений. Но вот что интересно: министр иностранных дел, уже седьмой год бессменно выполняющий свои обязанности на этом посту, жалуется коллеге по партии на то, что реально Польша вынуждена проводить совсем иную политику, не соответствующую идеологии самого правительства.

Фактически, Сикорский в этом разговоре признал, что на деле под руководством партии "Гражданская платформа" Польша вынуждена по-прежнему проводить политическую линию партии "Право и Справедливость" (евроскептицизм и конфликтные отношения с Германией, опора на союз с Америкой, радикальная враждебность к России). На фоне такого признания можно сказать, что тактическая игра с нормализацией отношений с Москвой и повышение положения Варшавы в общеевропейской политике - лишь частичный успех правительства Туска на фоне его полной неспособности кардинально изменить общую систему польской внешней политики. Эта система задана Вашингтоном, и Польша вынуждена следовать его требованиям. Впрочем, примерно то же самое (правда, в разной степени) можно сказать и про все другие страны-члены Евросоюза.

Так, и в отношении событий на Украине Варшава заняла позицию, полностью совпадающую с официальной вашингтонской, разве что ещё более радикальную. Хотя можно скорее признать, что здесь мы имеем дело с реальным совпадением интересов Польши и США. Только объединение сил всего западного сообщества в противостоянии Москве может дать шанс на окончательный отрыв Украины от России, а это стратегическая цель Польши по совокупному мнению почти всех польских политиков. В результате в этом году мы можем видеть в Польше консолидацию всего политического поля по вопросам "восточной политики".

Сближению с США и отдалению от ЕС (то есть крену в сторону той модели польской внешней политики, которую отстаивает партия "Право и Справедливость") способствует и усиление разногласий с европейскими партнёрами по Украине. И в этом большую роль играет не только прагматический расчёт Варшавы на скорейший отрыв Украины от Москвы, но и старый польский мессианский комплекс, который сейчас оказался до крайности актуализирован - Украина как старая польская окраина ("Кресы") должна быть введена в единое с Польшей политическое и цивилизационное пространство. Взаимное непонимание между крупными странами континентальной Европы и Варшавой постепенно усиливается и в связи с вопросом о санкциях против России. Тут непрагматичность польского подхода выражена наиболее ярко: Польша - страна, которая неизбежно должна нести очень значительный экономический урон от этих санкций, однако она является самым активным сторонником их введения. Варшава регулярно требует их ужесточения. При этом Польша настойчиво поднимает вопрос о компенсациях со стороны ЕС потерь польской экономики от этих санкций. Одновременно благодаря украинским событиям стал активно продвигаться процесс польско-американского сближения, в первую очередь в военной сфере.

Следует признать, что проводимый с конца 2007 года курс на нормализацию отношений между Россией и Польшей был во многом ошибочным, так как не имел стратегической перспективы. Варшава достигла поставленных целей и отказалась от нормализации. Более того, в Польше так и не пришли к пониманию того, каковы же должны быть "нормальные" отношения с Россией - тезис об их "нормализации" почти всеми воспринимается как временный и пропагандистский. За годы его проведения Польша достигла главного - смогла занять очень заметное место в деле формирования идеологии и практического проведения политики Евросоюза в отношении России и стран постсоветского пространства. Всё это означает, что России следует вернуться к прежней тактике обхода Польши в своих отношениях с ЕС. В Западной Европе должны вновь понять, что отказавшаяся от нормализации контактов Польша может быть нужна только для ухудшения отношений с Россией, и если не это является осознанно выбранной целью, то лучше разговаривать с Москвой без Варшавы.

Надо обратить внимание также на то, что именно польская идеология европейских отношений с Украиной привела к тяжелейшему кризису в этой стране, что поставило сам Евросоюз в очень сложное положение. Развитие внутренней ситуации на Украине в этом году ведёт Европу к ещё большим проблемам. Поляки - весьма своеобразные эксперты по постсоветскому пространству, их подход обусловлен не столько объёмом их знаний и компетенций, сколько крайней идеологической предвзятостью, связанной с историческими комплексами этой страны. Формировать европейскую политику в отношении Украины, Белоруссии и России нужно странам старой континентальной Европы.

А России надо готовиться к весьма вероятному осенью будущего года приходу к власти партии "Право и Справедливость", настроенной радикально антироссийски, причём в ещё гораздо большей степени, чем в период работы правительства Ярослава Качиньского в 2005-2007 гг. Основным содержанием польской политики в отношении России при этой партии будет требование созыва международного трибунала с осуждением её как якобы виновницу катастрофы самолёта польского президента 10 апреля 2010 г. Весьма вероятен и разрыв дипломатических отношений с Варшавой.

Тем не менее, период польско-российской "нормализации отношений" имел немало положительных сторон и ценных завоеваний. Всё же двум соседним народам нужно иметь разветвлённую сеть контактов, независимых от политической линии правительств. Пока у власти находится правительство "Гражданской платформы", формально от старых лозунгов по "нормализации" не отказывавшегося, нужно стараться закрепить уже созданную за 2007-2013 гг. инфраструктуру отношений обществ двух стран. Она может очень потребоваться именно в период их радикального ухудшения в случае прихода к власти партии Я.Качиньского. За время проведения политики "нормализации" была налажена работа целого ряда инструментов взаимных контактов, которые могут быть важны и в будущем. "Программа 2020 в польско-российских отношениях" пока что тоже не отменена, а значит работа по оговоренным там приоритетам и направлениям может быть частично продолжена. В рамках подготовки отменённого теперь перекрёстного года России и Польши было сделано немало ценных наработок, начаты программы, многие из которых можно продолжать. Подготовка к этому событию шла уже не первый год и в обеих странах на неё потрачено немало сил и средств. На фоне нового вала взаимных претензий важно не отказаться от всех тех позитивных и несомненно полезных инициатив, которые в будущем могут хотя бы отчасти спасать отношения двух народов на неправительственном уровне.