Правительство Белоруссии намерено обсудить с партнёрами по Таможенному союзу нарушения правил импорта китайских шин и по-настоящему заняться модернизацией бобруйского госпредприятия "Белшина". Об этом 15 августа заявил председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович во время поездки в Могилевскую область.

Председатель правительства Белоруссии ознакомился с ходом техперевооружения основного производства ОАО "Белшина" (г. Бобруйск) и поставил руководству предприятия задачу завершить комплексную модернизацию в 2015 году, что позволит госпредприятию выйти из кризиса и начать стабильно работать, наращивая объем производства. Пока же на "Белшине" падают объёмы производства, сокращается экспорт, имеются большие складские запасы готовой продукции и огромная дебиторская задолженность, отметили в пресс-службе Совмина Белоруссии. Отметим, 14 августа Белтелерадиокомпания представила прямо противоположные оценки состояния дел на "Белшине".

В правительственном сообщении сказано: "Фактически получилась накладка трех проблем на этом предприятии, считает Премьер-министр. Во-первых, более тридцати лет здесь толком никто не занимался модернизацией. И только в последние 2-2,5 года было принято правительством принципиальное решение, чтобы модернизировать сразу три завода: крупногабаритных шин, массовых шин и сверхкрупногабаритных шин. Год назад были утверждены все графики и планы. К сожалению, по некоторым позициям пока есть отставание".

"Что касается второй группы проблем, то это влияние мирового кризиса, - считает Мясникович. - Особенно он сказался на заводе сверхкрупногабаритных шин, который "обувает" в основном карьерную технику. Плюс к этому диагональная шина, выпускающаяся на предприятии, сегодня уже не конкурентоспособна. И третья проблема, что очень большая задолженность перед "Белшиной" тракторо- и машиностроителей, которые пока не могут рассчитаться с предприятием из-за внутренних экономических проблем. Поэтому сегодня одна из главных задач - решение финансовых проблем, чтобы облегчить работу предприятия".

Мясникович считает, что госпредприятие работает "плохо": объем производства за январь-июль в денежном выражении составил 70% от аналогичного прошлогоднего показателя. В ближайшие годы на модернизацию "Белшины" будет направлено около $430 млн, из них $320 млн - только в завод сверхкрупногабаритных шин. Мясникович заявил: "Пока у меня нет сомнений, что планы модернизации руководством предприятия будут выполнены точно в срок, но если этого не произойдет, - прощения никому не будет".

"Кроме того, предприятию нужно научиться продавать свою продукцию, - обратил внимание Михаил Мясникович. - Здесь обходят "Белшину" конкуренты, они работают более успешно. Поэтому руководству акционерного общества нужно как можно быстрее внедрять современные маркетинговые технологии, чтобы активней продвигать собственную продукцию на внешний рынок".

В пресс-службе Совмина РБ отметили: "По словам руководителя правительства, недобросовестные партнеры по Таможенному союзу допускают грубейшие отклонения от достигнутых договоренностей и международных правил. Они приходят на рынок с нечестно растаможенной продукцией, прежде всего на территорию Российской Федерации и Казахстана. По сути контрафактные шины в основном поступают из Китая через посредников-импортеров. Это создает отвратительные условия конкуренции, растаможка осуществляется с нарушением элементарных правил. Такие действия наносят серьезный экономический ущерб местным производителям, создавая недобросовестным партнерам конкурентное преимущество неконкурентным способом, подчеркнул премьер-министр".

"Об этом я намерен говорить в ближайшее время с моими коллегами - главами правительств стран Евразийского экономического союза на встрече в Ереване, - сказал Мясникович. - Мы готовы представить соответствующие видеоролики, где прекрасно видно, как осуществляется с нарушением международных правил растаможивание грузов, и, таким образом, на рынок СНГ попадает продукция с нарушением таможенной "очистки".

Председатель Совмина прокомментировал также проблемы бюрократизма и коррупции, отметив: "Я вижу здесь два основных проблемных вопроса. Первое - это то, что у нас в экономике очень высокий удельный вес администрирования, когда при закупках и даже при продажах не применяются рыночные механизмы здоровой конкуренции, а зачастую все зависит от чиновника, специалиста, который занимается распределением. Существует четыре простых арифметических действия: административный ресурс, или как отнять и разделить, и рыночный - как добавить и приумножить. Поэтому чем больше будет рыночных отношений, тем меньше будет пищи для различных коррупционных проявлений".

"Один из важнейших вопросов в этой цепочке - выпуск местными производителями качественной и конкурентоспособной продукции, - подчеркнул Мясникович. - Только в этом случае можно обеспечить рост продаж. К сожалению, сегодня таких товаров маловато. И технологии устарели, и руководители многих предприятий состарились. Поэтому правительство работает и в части совершенствования менеджмента работы, и кадровой расстановки, и, безусловно, в направлении технического перевооружения и модернизации промышленного комплекса страны".

Как сообщало ИА REGNUM, на протяжении последних лет Александр Лукашенко сделал немало заявлений об успехах модернизации белорусской экономики, опирающейся на "связанные" китайские кредиты (оборудование и рабочая сила по его установке прибывают в Белоруссию из КНР). В итоге модернизированные цементные заводы работают с убытками, при модернизации госпредприятий деревообработки понадобился "декрет о крепостном праве", существенно снизилось производство телевизоров и других товаров, которыми некогда гордилась БССР. По мнению экспертов, постсоветской республике не удастся осуществить "модернизацию сверху", игнорируя правила рыночной экономики и геоэкономики.