Летние каникулы во Франции закончились, и новый сезон открылся с отставки правительства. Неделя началась 25 августа 2014 года с того, что амбициозный премьер-министр Мануэль Вальс подал прошение об отставке своего кабинета президенту Франции Франсуа Олланду. Официальной причиной стало несогласие в кабинете по вопросу экономической стратегии правительства. При этом разногласия были вынесены на публику. Министр экономики Арно Монтебур стал в правительстве символом несогласия с политикой этого правительства. Казалось, в подобной ситуации достаточным стала бы отставка одного Монтебура, но не всего кабинета с ним самим.

«Или я, или — он», — так, согласно Le Monde, поставил вопрос перед президентом премьер Вальс. В Париже считают, что новый тур Вальса начнется в четверг, 28 августа. Тогда будет сформирован новый кабинет со старым премьером во главе.

«Мятеж» Монтебура в правительстве был поддержан министром образования Бенуа Хамоном. Третий министр из круга «несогласных» — Орели Филипетти. Левое крыло Социалистической партии столкнулось с ее центром. Можно констатировать, что достаточно популярный во Франции политик — Вальс, вступивший на пост премьера 31 марта 2014 года, продержался четыре с лишним месяца, чтобы споткнуться о государственные финансы при обсуждении бюджета на следующий год. В отличие от Вальса, заметим, его шеф — президент Олланд самый непопулярный действующий политик во Франции. Новая консолидация кабинета угрожает популярности Вальса, поскольку отныне его имя будет связано с политикой бюджетной экономии.

Существует версия, что таким странным способом — отставкой целого кабинета Олланд пытается чуть попридержать чересчур амбициозного и еще «молодого» (Вальсу 52 года) премьера. Кроме того, ни для кого в руководстве Социалистической партии не секрет, что политические амбиции Монтебура нацелены на президентство. Здесь не ясно, насколько нынешний скандал будет способствовать Монтебуру в его личных политических планах. Хуже всего президенту. И без того ослабленный Олланд (его публичная поддержка не выходит за пределы 17%) вынужден осуществлять перестановки в своем правительстве.

Правительственный кризис во Франции вновь оттенил царящие в Европе дебаты по поводу стратегии политики жесткой бюджетной экономии в Еврозоне, продвинутой в 2012 году Германией. Линию связывают с канцлером Ангелой Меркель и ее министром финансов Вольфгангом Шойбле. Монтебур во Франции критикует эту стратегию, когда утверждает, что строгие фискальные меры препятствуют выходу из экономической стагнации, душат Европу, в том числе, Францию. Монтебур полагает, что для Франции настало время, чтобы противостоять немецкой «одержимости» жесткой экономии. В пространном интервью в Le Monde в прошедшие выходные Монтебур сказал: «терпение Франции иссякло». По свидетельству Монтебура, он лично просил президента Олланда осуществить «крупную переориентацию нашей экономической политики».

Олланд занял Елисейский дворец два года назад — в мае 2012 года, но до сих пор не смог справиться с главным — переломить негативные тенденции в экономике Франции. Безработица в стране приняла хронический застойных характер и остается на отметке 10%. Сокращение правительственных расходов во Франции по программе бюджетной экономии должно составить огромную сумму — €50 млрд. Брюссель пошел навстречу Парижу и перенес достижение нормы бюджетной экономии в 3% на 2017 год. К концу этого года запланирован дефицит в 4%. Однако снижение налоговых поступлений означает, что, несмотря на болезненные сокращения бюджета, норма почти наверняка превысит означенный четырехпроцентный порог. В этом месяце Центральный банк Франции предупредил, что запланированный рост ВВП в 1% в этом году не будет достигнут. По-видимому, рост ВВП Франции составит всего 0,5%.

Встряска в социалистическом кабинете приходится на продолжающийся кризис лидерства в правоцентристском лагере. Новое судебное преследование пресекло надежду на возвращение в политику Николя Саркози. Вакуум справа, в центре и, отчасти, в левой части спектра избирателей стремится заполнить преобразившийся под руководством Марин Ле Пен «Национальный фронт» (FN). Не трудно заметить, что порой в критике экономической политики риторика Монтебура ничем не отличается от того, что говорит по этому поводу Ле Пен. В минувшие выходные накануне правительственного кризиса Монтебур публично высказался в том смысле, что если правительство не изменит направление, то рискует ростом поддержки у избирателей популистских или экстремистских партий.

Правительственный кризис во Франции является признаком наличия разногласий в правящей во Франции Социалистической партии. Частный в случае правительства кризис может быть продолжен вплоть до роспуска парламента. Отставка правительства Вальса — это пока самый серьезный правительственный кризис президентства Олланда. Сформированное после поражения на муниципальных выборах, правительство Мануэля Вальса задумывалось как «правительство борьбы» к предстоящим в 2017 году президентским выборам. Однако раздираемое инакомыслием правительство Вальса проработало всего 147 дней — это короткий по продолжительности, но не рекордный срок полномочий кабинета в истории Пятой республики. Первое правительство Жан-Пьера Рафарена продержалось 41 день (2002 год), первое Франсуа Фийона — 42 (2007 год), а первое Жан-Марка Эро — 36 дней (2012 год). При подобном сравнении отставку кабинета Вальса можно не драматизировать. Но новое правительство Вальса нуждается в утверждении Национального собрания. В нем правительственное большинство социалистов невелико — 291 депутат при 289 необходимых. В настоящее время позицию Монтебура разделяют, по крайней мере, как минимум 50 членов парламента от правящей Социалистической партии. Если кто-то из них решит голосовать против предложенного нового кабинета Вальса — президент вынужден будет распустить парламент и назначить досрочные выборы. Вполне вероятно, что подобное решение пошло бы на пользу социалистам. Похоже, что в 2017 году к очередным президентским выборам их положение только ухудшится.

Европейская редакция ИА REGNUM