26 августа исполняется шесть лет со дня признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии. Чего Южная Осетия и Абхазия добились за эти годы признания и чего могли бы добиться, в интервью ИА REGNUM рассказал профессор кафедры внешнеполитической деятельности России ФНБ РАНХиГС Александр Михайленко.

Первое и, пожалуй, наиболее важное, — это то, что народы двух стран наконец-то почувствовали себя в безопасности. Раньше они чуть не каждый день ожидали вооруженных провокаций и агрессии со стороны Грузии. Жить в безопасности — это первейшая потребность людей. В обеих республиках идет восстановление разрушенного во время войны хозяйства. В Южной Осетии, например, в 2014 году будет завершено и сдано в эксплуатацию 28 объектов, для небольшой страны это немало. Утверждена Инвестиционная программа содействия социально-экономическому развитию Южной Осетии на 2015-2017 гг.

Вместе с тем, практическая реализация экономических программ хромает. Так, по данным Счетной палаты РФ, в конце 2012 года выяснилось, что Комплексный план содействия социально-экономическому развитию Республики Абхазия на 2010-2012 годы выполнен всего на 53,0%. После признания независимости Южной Осетии и Абхазии окончательно сформировались государственные структуры, которые обеспечивают независимость и суверенитет обеих стран. Конечно, Абхазия и Южная Осетия могли бы добиться гораздо большего, если бы не фактическая их блокада со стороны Запада. Тем не менее, пространство для развития и укрепления государственности двух закавказских стран довольно значительное.

ИА REGNUM: Ситуация в мире сейчас отличается от той, когда признавали независимость Южной Осетии и Абхазии, перед какими вызовами стоят теперь республики?

На фоне событий на Украине очевидно, что США и западные страны будут и дальше пытаться растащить страны ближнего зарубежья по разным углам, оторвать государства постсоветского пространства от России даже в ущерб собственным экономическим интересам. Тем не менее, в международной деятельности Южной Осетии и Абхазии необходимо стремиться к нормализации ситуации в Закавказье. Речь идет, в первую очередь, о нормализации отношений с Грузией. В конечном счете Грузия должна согласиться с фактом геноцида абхазского и осетинского народов, признать независимость Абхазии и ЮО, взяв при этом обязательство не применять силу в регионе, а также возместить нанесенный в ходе войны материальный ущерб. На новый этап должны выйти и отношения с Россией, но это отдельный вопрос.

ИА REGNUM: Нужны ли им признания новых государств вообще и, в частности, Белоруссии и Казахстана? И как вы оцениваете идею некоторых югоосетинских политиков об ассоциации с Таможенным союзом?

Думаю, что признания новых государств Абхазии и Южной Осетии, в том числе со стороны Белоруссии и Казахстана, нужны. С государствами, которые признают эти страны, налаживаются политические, экономические, гуманитарные и другие связи, их связи становятся более полнокровными, укрепляются их позиции на международной арене. Пока процесс идет в обратном направлении: по сообщениям СМИ, некоторые страны, ранее признавшие независимость Абхазии и Южной Осетии, впоследствии отозвали эти решения. Вопрос об ассоциации с Таможенным союзом требует осторожности: его участники в перспективе видят свой интеграционный союз открытым для связей с другими региональными интеграционными объединениями (Евросоюзом, АСЕАН), а сотрудничество с непризнанными государствами может быть препятствием на этом пути.

ИА REGNUM: В Абхазии, избравшей 24 августа президента, все кандидаты заявляли о пересмотре договора с Россией, о необходимости адаптирования ее к современным требованиям. Что должно измениться в отношениях РА, РЮО и РФ?

Действительно, на фоне воссоединения Крыма с Россией в абхазском и югоосетинском обществах актуализировались дискуссии о более тесных форматах сотрудничества с Москвой. В Абхазии накануне президентских выборов высказывались идеи об ассоциации с Россией. В Южной Осетии существует распространенное мнение, что разделенный осетинский народ должен быть воссоединен. В ЮО готовы провести референдум по этому вопросу, который наверняка подтвердит почти стопроцентное желание людей идти в этом направлении. Но югоосетинские политики понимают, что такое решение невозможно принять в одностороннем порядке, должно быть учтено мнение и интересы России. Можно предположить, что в перспективе будет происходить сближение российского, абхазского и югоосетинского народов. Будут находиться и соответствующие государственно-правовые формы сотрудничества этих стран.

ИА REGNUM: Видите ли вы угрозы для Абхазии и Южной Осетии в связи с тем, что Грузия подписала ассоциацию с ЕС и стремится в НАТО?

Стремление Грузии в НАТО вряд ли реализуется в ближайшее время, у членов Альянса хватит мудрости, я надеюсь, даже не ставить этот вопрос в повестку дня. Что касается Ассоциации с ЕС, то с учетом нынешнего состояния Евросоюза ждать оттуда манны небесной не приходится. Тем не менее, некоторые дополнительные стимулы для развития Грузии из Брюсселя будут получены. Государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил недавно, что Грузия получит определенные преимущества от ассоциации, и «эта реальность… перетянет интересы абхазского общества, по крайней мере, большинства из них». Поэтому политикам, всему абхазскому и югоосетинскому народам надо привыкнуть к существованию в конкурентной среде, искать и находить возможности творческой самореализации.