У второго президента Армении Роберта Кочаряна пока нет ни внутренних, ни внешних поводов для оптимистических оценок состояния и перспектив экономики страны. Об этом бывший глава государства заявил в интервью газете «Ноев Ковчег».

«Более того, появились новые угрозы глобального характера, степень влияния которых еще следует оценить. Как повлияют взаимные санкции Запада и России на глобальную экономику, как отреагирует на санкции российская экономика, как долго это продлится, будут ли санкции наращиваться и т. д. Непонятно, что будет с региональной экономической составляющей Армении с вхождением в ЕАЭС (речь о товарообороте с Ираном и Грузией). И вообще как технологически будет функционировать единое таможенное пространство в условиях санкций между Россией и Западом. Ответов на эти вопросы либо нет, либо они носят предположительный характер, а значит — мы вошли в полосу больших негативных ожиданий», — заявил Кочарян.

Для оздоровления экономики, по его мнению, нужно в первую очередь сделать приоритетом рост экономики и создание рабочих мест, а не наполнение бюджета любой ценой, создать справедливую конкурентную среду для бизнеса, особенно для малого и среднего. «Этого невозможно сделать без демонополизации экономики и сдерживания аппетитов влиятельных чиновников и их близких. Дать обществу ясный сигнал, что любая предпринимательская инициатива желанна и будет поддержана, безотносительно к тому, чьи интересы она затрагивает. Создать эффективные рыночные механизмы этой поддержки. На несколько лет задвинуть личные интересы далеко на задний план, еще лучше — о них забыть. Любая власть, способная это сделать, просто обреченa на успех. Кстати, совсем не помешало бы перестать деформировать рабочую неделю многочисленными „мерелоцами“ (дни поминания усопших — прим.ИА REGNUM), и вернуться в прежний часовой пояс. Ненормально, когда в августе в 6 утра уже светло, в восемь вечера — темно, а рабочий день начинается в 9 часов. Это навязанный стране режим торможения, а не ускорения», — сказал экс-президент.

Как считает Кочарян, наличие большой армянской диаспоры в РФ — это серьезный фактор развития экономических и культурных связей с Россией: «Это мощный, но, к сожалению, слабо реализованный потенциал для инвестиций в экономику Армении. Трансферты родственникам, несомненно, важны, но сейчас гораздо важнее создавать в Армении рабочие места, производить товары, рынком для которых, кстати, может быть Россия, особенно в свете последних соглашений. И тут движение должно быть встречным, а именно ситуация в целом и инвестиционный климат в Армении должны быть настолько привлекательными, что мотивировало бы диаспору на такие усилия. В противном случае сильная диаспора может стать благоприятной инфраструктурой для новой волны миграции».

Говоря о шансах армянских производителей сельхозпродуктов занять свою нишу на российском рынке после запрета на ввоз продукции из стран Запада, бывший президент выразил уверенность в том, что армянские экспортеры сельскохозяйственной продукции могут существенно расширить объемы экспорта в Россию, но, чтобы закрепиться на этом рынке надолго, нужно будет производить конкурентную по качеству и цене продукцию.

«Сложно оценить, в каком объеме новых инвестиций нуждается для этого наше сельское хозяйство, как много новых игроков со всего мира ринутся на российский рынок, и как долго вся эта история продлится? Не надо забывать, что санкции не вечны, но они могут дать временную фору, чтобы добиться узнаваемости товаров и лояльности потребителей для захвата доли рынка. А в целом было бы большим заблуждением думать, что экономика Армении от санкций может выиграть. Помнится, как один из наших деятелей летом 2008 года с очень академическим выражением лица говорил о том, что экономика Армении выиграет от мирового кризиса. А в итоге мы стали чемпионами по спаду и до сих пор не восстановили докризисный уровень объемов экономики», — подчеркнул он.