Евросоюз сегодня, 5 сентября должен принять решение по новым санкциям против России. «Возможные меры — (запрет) делового финансирования (посредством облигаций, акций и синдицированных кредитов) оборонных предприятий и компаний, основной деятельностью которых является разведка, добыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов, в которых российское государство является мажоритарным акционером или обладает контрольным пакетом акций», — выяснило издание Financial Times. Новый пакет санкций против России готовят и США.

Все новые и новые ограничительные меры — это попытка Запада повлиять на позицию России в отношении ситуации на юго-востоке Украины. Однако в политических играх не хочет принимать участие бизнес. Очередным подтверждением этому стала реакция на заявление президента Франции Франсуа Олланда, допустившего в своих словах возможность не поставлять России «Мистрали».

Россия вновь и вновь помогает беженцам с Украины, доставляет гуманитарную помощь в Новороссию, призывает урегулировать конфликт, отказаться от военных действий. В ответ Москва слышит от Европы и Америки только обвинения в агрессии и обострении кризиса на Украине. В частности, 4 сентября на саммите в Ньюпорте (Великобритания) генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что власти РФ продолжают дестабилизировать обстановку на Украине, мешая стремлению НАТО к «мирному урегулированию кризиса» в Донбассе. И это после того, как накануне президент России Владимир Путин представил план урегулирования кризиса на Украине, состоящий из семи пунктов (о чем ранее писало ИА REGNUM).

Пока политики не слышат бизнесменов и экономистов, которые уже подсчитывают убытки от «санкционной войны». «Производство в Германии значительно упало в виду сокращения экспорта в Россию и Украину из-за известных событий, и никаким денежным стимулированием утерянный спрос на продукцию Германии не вернуть. Помочь может только прекращение конфликта, нормализация отношений и возобновление торговли. Неудивительно, что Германия кровно заинтересована в успешном завершении переговоров, которые пройдут на заседании трехсторонней контактной группы в Минске 5 сентября», — заявил аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Алексей Михеев.

Президент Украины Петр Порошенко заявил о готовности подписать приказ о прекращении огня в пятницу, 5 сентября, в 15:00 мск в случае подписания документа о начале реализации мирного плана, со своей стороны «подтвердились» и главы ДНР и ЛНР.

Эксперты допускают, что предпринимаемые для урегулирования кризиса шаги все же охладят пыл Запада и нового витка санкций не будет.

«Главным идеологом антироссийской санкционной войны выступают США, а ЕС их поддерживает. Однако активность стран ЕС в отношении введения новых санкций начинает снижаться, и некоторые страны либо не поддерживают вводимые санкции, либо выступают против них. Правда, это наименее богатые страны ЕС, например, Словакия. Пытались блокировать предыдущий пакет санкций и другие страны ЕС — Франция, Италия, Греция, Кипр, Австрия, Люксембург, Болгария, Словения. Но они все же сдались под натиском США. Против санкционной войны выступают очень многие представители европейского бизнеса, а вот американские проявляют минимальную активность в этом плане», — заявил корреспонденту ИА REGNUM член экспертного совета Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, руководитель независимого экспертного центра «Общественная Дума» Роман Терехин.

Учитывая это, можно предположить, что санкционная война нужна именно США, потому что на данный момент именно в США меньше всего несут убытков от санкций и именно там продолжает набирать обороты антироссийская санкционная политика, несмотря на высокий отрицательный эффект санкций абсолютно для всех участников, считает эксперт. При этом, отмечает он, США за счет всей этой ситуации уже разместили на Украине свалку своих ядерных отходов и укрепили позиции НАТО, то есть в выигрыше пока только США: «Сколько может продолжаться эта санкционная война, предположить сложно, но, скорее всего, она еще только набирает обороты».

По его мнению, существует большая вероятность, что весь этот санкционный период не пройден еще и наполовину, а только на треть. Но это по пессимистичному сценарию. Если же конфликт на Украине будет улажен в скором времени, то санкционная война тоже должна будет либо сойти на нет, либо свестись к минимуму.

«Действия США, ЕС и России очень непредсказуемы, поэтому сложно однозначно предположить, что еще может быть предпринято и как далеко зайдут. Вероятно, США и ЕС в очередной раз расширят свои санкционные списки, и в них будет включено еще больше российских политиков, бизнесменов и организаций. Не исключено, что затронут отдельные отрасли экономики (ту же пищевую) или расширят санкции по уже затронутым отраслям (финансовая, военная). Еще больше затруднят доступ иностранных инвесторов и кредиторов к российским проектам, но уже не только по банкам, но и по другим организациям (IT, страхование, инфраструктура и т.п.)», — полагает Терехин.

Также он допускает, что 5 сентября санкции могут быть связаны с ограничениями на финансовых рынках (запретят операции с государственными облигациями и другими ценными бумагами, в том числе с акциями негосударственных предприятий), также могут ввести эмбарго на вооружение и поставки продукции двойного назначения, ограничить доступ к технологиям. Россия же в ответ тоже может ввести новые санкции. «Например, расширить список продуктовых запретов и ввести запрет на импорт одежды, мебели, каких-то технологий, автомобилей, алкогольной и табачной продукции. Конечно, не всех, а только части ассортимента. Могут ограничить возможности инвестирования в зарубежные проекты и активы», — подчеркнул эксперт.

Первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Владислав Онищенко, в свою очередь, допускает, что если трактовать санкции как проявление целенаправленной политики, то они закончатся тогда, когда цели будут достигнуты путем применения санкций или даже вопреки санкциям. «Но, к сожалению, намного проще наложить санкции, чем отменить. Всегда находятся те, кто получает выгоду от их продления, кто будет сопротивляться их отмене. В настоящее время не все введенные ограничения рассчитаны на какой-либо определенный срок. Возможно рассматривать срок в 12 месяцев как гипотетический срок их продолжительности для определенности, что задается сроком санкций, введенных ЕС 5 марта», — пояснил Онищенко.

По его мнению, остановить эту «санкционную войну» можно только путем достижения дипломатическими путями разрешения кризисной ситуации на востоке Украины: «В таком случае исчезнет основание для пролонгации действия санкций, так как намного проще не продлить санкции, чем добиться их отмены. Хотя этого также нельзя исключать.

Санкции — составная часть политики „силы“ по отношению к другим странам, политики сдерживания, если можно так сказать. В целом вероятность того, что от санкций вся экономика проиграет намного выше, чем то, что она выиграет, иначе бы все в мире активно проводили протекционистскую политику, а не стремились увеличить объем и охват мировой торговли».

Он обращает внимание, что косвенный выигрыш от их самого факта введения получают отрасли ВПК и отрасли обеспечивающие импортозамещение, так как они получают дополнительные аргументы в пользу необходимости дополнительного финансирования. Потенциальными выгодополучателями, по словам Онищенко, являются сельское хозяйство и отрасли пищевой промышленности, которые получают возможность реализовать агрессивную политику увеличения производства: «Это очень сложная задача, но дополнительные возможности действительно появляются. И те, и другие будут иметь некоторую заинтересованность в сохранении режима эмбарго».

А вот влияние санкций и всех этих политических решений на простых российских граждан носит негативный характер, уточнил Роман Терехин: «Именно они по факту расплачиваются за все эти решения, как российские, так и в отношении России. Доходы граждан практически не увеличиваются, зато растет инфляция и цены на все товары. На колебаниях рынка в связи с ожиданием санкций и их введением выигрывают только спекулянты. Отток капитала из страны увеличивается, бизнес развивается медленно и растет количество уходящих с рынка предпринимателей. В результате доходы государственного и региональных бюджетов уменьшаются, дефицит растет, и государство ведет политику повышения налогов, а это опять увеличивает цены, инфляцию и способствует ухудшению развития бизнеса (его сокращению)».

Правда, курс на импортозамещение может дать положительный эффект, если будет поддерживаться государством, а не сведется через 1-2 года на нет, ведь для успешного импортозамещения потребуется не менее 5 лет, резюмировал он.

Напомним, о намерении ужесточить санкционную политику в отношении России лидеры ЕС заявили 30 августа. Обсуждение вопроса продолжалось почти неделю, как ожидается о решении должно быть объявлено сегодня, 5 сентября.