Привлечение к референдуму о независимости Шотландии мирового внимания не случайно. Такое мнение ИА REGNUM выразил руководитель Департамента политических исследований Фонда развития гражданского общества Андрей Кочетков.

Наивно полагать, что причиной референдума стала активность местных шотландских групп, считает эксперт. «Речь идет о достаточно серьезном глобальном проекте, который выходит за пределы Великобритании и самой Шотландии. Очевидно, что здесь задействованы в той или иной степени члены шотландской общины, которые проживают за рубежом, в том числе в США. Существует определенного рода опора на влиятельные элитные группировки за рубежом. Безусловно, есть определенного рода поддержка со стороны мировой элиты. Только при соблюдении этих условий референдум стал возможен», — отметил Кочетков.

В случае если на референдуме в Шотландии победу одержат сторонники полной независимости Шотландии от Великобритании, это создаст достаточно серьезный прецедент в первую очередь для Европы, но каким-то боком, по мнению Кочеткова, он заденет и Россию. «Известно, что в России есть определенное количество сепаратистских сил, которые тайно или явно вынашивают идею об отделении некоторых территорий от федерального центра. Естественно, что в случае победы сторонников независимости, эти силы в России будут апеллировать к этому прецеденту с точки зрения того, чтобы попытаться повторить это в нашей стране. Не исключено, что в этом они будут опираться на поддержку мирового сообщества», — сказал он.

Доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России Кирилл Коктыш в ситуации с проведением референдума в Шотландии обращает внимание на экономический аспект. «Референдум назначался достаточно давно, в 2008 году, он является, скорее, трендом на минимизацию собственных издержек в виде проблематичности функционирования Евросоюза как проекта. Референдум прямо коррелирует с началом глобального экономического кризиса в 2008 году, и менеджмент этого кризиса в рамках Евросоюза естественным образом породил у наиболее экономических регионов либо, наоборот, у наименее развитых идею о том, что автономизировавшись, они смогут жить лучше, чем жить вместе. Это объективный тренд. Если общий проект требует от меня высоких затрат и приносит невысокий доход, то я буду стремиться замкнуться в своем небольшом пространстве и не нести расходы по вашему большому пространству», — заявил эксперт ИА REGNUM.

Котктыш отметил, что кризис затрагивает все страны, в том числе Россию. «Мы можем говорить о шотландском кризисе как о внешнем проявлении кризиса глобальной экономической системы. Россия занимает в этом плане достаточно удобную позицию. Если говорить про страны БРИКС, то они претендуют на то, что будут являться альтернативным экономическим ядром. Правда, пока только претендуют», — сказал он.

На ситуацию с признанием статуса Крыма, а также Абхазии и Южной Осетии шотландский референдум влиять не будет, считает Андрей Кочетков. «Как показывает политическая практика, попытки связывать референдум в Шотландии с референдумом в Крыму, с референдумом на Донбассе, результатов не дадут. Запад исповедует позицию двойных стандартов. И если шотландцы имеют право на такой референдум, он проводится, то жителям Абхазии и Южной Осетии, Крыма, Донбасса Запад в таком праве отказывает. Даже если Шотландия по результатам референдума получит независимость, на Западе не будут это считать достаточным основанием для того, чтобы изменить свою позицию по Крыму, по Абхазии и Южной Осетии», — полагает эксперт.

Как будет влиять референдум, сказал Кирилл Коктыш, мы поймем, когда появятся его результаты. «В любом случае то, что ситуация в общественном мнении 50/ 50 — это маркер того, что об этом процессе отделения и автономизации не говорить нельзя. Дальше говорить, какие тренды пойдут, пока затруднительно. Это будет зависеть от экономической ситуации», — считает он.

Ситуацию с дальнейшим признанием независимости Абхазии и Южной Осетии Коктыш также увязывает с экономикой. «Если они становятся привлекательным центром экономического развития, то дальше идет уже и признание — с лидером все хотят общаться. В случае если этого не происходит, нет резона и остальным странам идти на такие издержки», — сказал он.

По поводу того, чем закончится шотландский референдум, определенного прогноза нет. Ситуация, отметил Андрей Кочетков, сейчас достаточно неопределенная. «Хотя, — оговоривает эксперт, — если мы сравним результаты опросов общественного мнения, которые были 10-5 лет назад и то, что мы видим сейчас, становится очевидным, что количество сторонников независимости Шотландии существенно возросло. Не случайно, что и премьер-министр Великобритании, и даже президент США пытаются использовать весь свой авторитет, служебное положение, чтобы каким-то образом повлиять на результаты референдума, не допустить отделения».

Шотландия уже использовала большое количество легальных способов для того, чтобы обеспечить свое самостоятельное существование в рамках Объединенного королевства, напомнил Кочетков. Из всех частей этого Королевства оно пользуется наибольшей автономией, у них есть своя отдельная государственная церковь, свой парламент. «В этом смысле следующий этап — это легальное отделение, создание независимого шотландского государства. Великобритания исчерпала все административные способы для того, чтобы сохранить Шотландию формально в составе Королевства», — отметил он.

Сам факт референдума, как считает Кочетков, является очень острым сигналом для Великобритании и для Европы в целом о том, что наступает новая эпоха в развитии истории человечества, когда отдельные народы, которые раньше входили в состав крупных империй, стремятся получить свою политическую организацию. «Это предсказывали многие ученые, политологи еще в середине ХХ века, когда писали о новом постиндустриальном обществе, в котором обостряются различные формы идентичности, в том числе этническая идентичность, когда существует единое глобализированное общество, есть возможность в рамках этого общества, даже будучи формально независимым государством, быть вовлеченным в большое многообразие политических, экономических и культурных связей, не разрывая этих связей, а более того, их идентифицируя», — отметил эксперт. Вопрос только в том, добавил Кочетков, что «для Великобритании отделение Шотландии может стать фатальным ударом, но дождемся результатов референдума».

Сегодня, 18 сентября, в Шотландии 7:00 (10:00 мск) открылись участки для голосования на референдуме о независимости. Голосующим надо ответить на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Шотландия должна быть независимой страной?»

Право голосовать на референдуме имеют являющиеся резидентами Шотландии британские граждане, граждане 52 стран Британского Содружества, граждане 27 стран ЕС. Общее количество зарегистрированных избирателей — 4 млн 285 тыс. 323 человека. Возрастная планка была понижена с 18 до 16 лет.

Как передает Reuters, первые экзит-полы показывают, что поддержку единства с Великобританией выразили 53% шотландцев, за независимость голосуют 47%. Чтобы шансы стали равными, необходимы 250 тыс. голосов «за».