Руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН Елена Ананьева считает, что итоги референдума о независимости Шотландии охладят настроения сепаратистские сил, которые есть в некоторых регионах России. «Результат — против отделения, значит, референдум повлияет на них в отрицательную сторону», — заявила Ананьева ИА REGNUM.

Сравнивая референдумы в Крыму и в Шотландии, эксперт отметила, что в Британии центральное правительство и регион договорились о том, то будет проведен референдум, было заключено соглашение о проведении референдума. «В данном случае все легитимно и все законно», — констатировала Ананьева.

Референдум же в Крыму на Западе не считают легитимным. «Но, — подчеркнула эксперт, — в Киеве произошел антигосударственный переворот, власть там было нелегитимной. В центре не с кем было договариваться. Мало того, я была в Киеве и сама тогда слышала, как 22 февраля Олег Тягнибок по радио говорил, что употребление русского языка нужно приравнять к уголовному преступлению и Рада тут же отменила закон о статусе национальных языков, все-таки какой-никакой он каким-то европейским стандартам приближался. Второе. „Правый сектор“ сказал, что направит на Юго-Восток „поезда дружбы“, тут ясно совершенно с какими намерениями. Так что Крым быстро сорганизовался».

Референдум, по мнению Ананьевой, не принесет пользы и в деле расширения признания независимости Абхазии и Южной Осетии, изменения позиции Западу по отношению к их референдумам о независимости, поскольку их там также считают нелегитимными.

Доцент кафедры европейского права МГИМО (У) МИД РФ Николай Топорнин в ходе круглого стола по итогам референдума заявил, что в Европе парада независимостей теперь ожидать не приходится. «Парад таких референдумов не начнется, потому что в Старой Европе не так много таких мест, где есть длительные противоречия», — отметил он. Все разошлись по своим национальным квартирам, добавил Топорнин.

За исключением Каталонии, оговаривает эксперт. Там давно существует движение, которое требует провести референдум, но согласно испанской Конституции такой референдум не будет иметь юридической силы, подчеркнул Топорнин.

Заведующий кафедрой теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС при президенте РФ Виктор Вахштайн также считает, что «ожидать следующего всплеска сепаратизма» следует в Испании.

Топорнин отметил, что референдум в Шотландии может побудить испанское правительство предоставить сепаратистам больше прав, финансовых преимуществ.

Замдекана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Игорь Ковалев объяснил победу сторонников сохранения Шотландии в составе Соединенного Королевства тем, что люди «голосовали не сердцем, а разумом, они просчитали все издержки, экономические, геополитические, цена независимости была бы слишком большой».

Теперь Шотландия получит больше полномочий от центра. Николай Топорнин считает, что процесс децентрализации в Великобритании продолжится — Уэльс, Северная Ирландия, Англия также могут потребовать больших полномочий.

Однако, как заявила Елена Ананьева, еще одного референдума о независимости уже не будет, «следующий референдум может состояться не раньше, чем через поколение».