С точки зрения экономики Армения не выиграет от вступления в Евразийский экономический союз. Речь идет об интеграции экономик с разными структурам и философией функционирования. Такое мнение в ходе обсуждения в Ереване 22 сентября выразил экс-председатель постоянной комиссии парламента Армении по внешним сношениям, оппозиционер Ованнес Игитян, передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Игитяна, двум из трех стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — России и Казахстану — выгодно ставить таможенные барьеры, и, основываясь на доходах от поставок энергоресурсов, защищать местное производство. «На самом деле и это — неправильная стратегия, поскольку в современных экономиках защищают не местное производство, а местного потребителя, посредством обеспечения на рынке качественной продукции. А этого можно достичь только созданием равных условий для конкуренции на рынке, что будет стимулировать также местное производство. В противном случае простым повышением тарифов на импорт невозможно повысить качество местных товаров и защитить интересы потребителей», — сказал Игитян.

Как он заметил, экономической модели Армении присуща открытость. Она выбрала открытую модель развития, ориентированную на импорт, подчеркнул он. «Теперь сложно представить, что Армения будет состоять в одном союзе с Россией и Казахстаном, поднимая таможенные ставки на импортируемые из третьих стран товары. Это может вызвать существенные инфляционные риски, поэтому Ереван выдвинул список изъятий на 800 наименований товаров, которые временно будут растамаживаться по прежним таможенным ставкам», — сказал Игитян, добавив, что поступающие в страну товары из списка изъятий будет трудно контролировать.

«Это — риск для всего евразийского объединения, поскольку трудно будет контролировать, сколько товаров из списка изъятий поступило в страну, чтобы они не вышли за пределы Армении и не распространились по всей территории союза», — сказал эксперт. Он также добавил, что до сих пор не дано четкого ответа на существующие опасения по поводу того, будет ли установлен таможенный КПП между Арменией и Нагорным Карабахом. «Дело в том, что Евразийский экономический союз формируется с участием конкретных государств, а его правила будут действовать на конкретных территориях, куда Карабах официально не входит. Другой вопрос — что станет с производимыми в Карабахе товарами в плане их потребления на рынке Евразийского союза», — сказал Ованнес Игитян.

На его взгляд, уязвимы также заверения армянских властей в том, что вступление Еревана в ЕАЭС повысит инвестиционную привлекательность страны, так как она станет частью большого рынка. «Дело в том, что инвестор скорее вложит деньги в Россию и будет производить товары там, нежели в Армению, чтобы затем, преодолевая логистические трудности, экспортировать свою продукцию, скажем, во Владивосток или Краснодар», — пояснил он.

Интеграция в ЕАЭС, по мнению Игитяна, усугубляется также внутренними проблемами между государствами — основателями объединения и примененными Западом против России санкциями. «Проблемы внутри объединения между странами-основателями иногда доходят до того, что Белоруссия и Казахстан открыто заявляют о том, что не будут уступать часть своего суверенитета. На это накладываются и санкции Запада против целых отраслей российской экономики, что может негативно повлиять на армяно-российские торгово-экономические отношения в том плане, что Россия не сможет сделать обещанные инвестиции в Армении. Львиная доля энергетической сферы Армении находится в руках российского бизнеса, российский капитал представлен также в банковской сфере нашей страны, а сектор газа полностью перешел к „Газпрому“. Эти сегменты российской экономики находятся под санкциями», — сказал участник обсуждения.

По его словам, вступление Армении в ЕАЭС может вызвать проблемы также в торгово-экономических отношениях с Европейским союзом, с которым Ереван кооперирует по льготному режиму GSP+, что позволяет ей экспортировать более 6 тыс. наименований товаров собственного производства в страны ЕС по обнуленным или существенно уменьшенным таможенным пошлинам. «Если Армения после вступления в ЕАЭС в одностороннем порядке применит высокие таможенные пошлины на импортируемые из европейских стран товары, ЕС может пересмотреть предоставленную Еревану систему торговых преференций (торговля между Арменией и ЕС по режиму льгот не превышает 20 млн долларов — прим. ИА REGNUM)», — сказал спикер, отметив также, что Ереван может столкнуться с проблемами и по транзиту своих товаров на рынки ЕАЭС через Грузию, которая уже подписала и ратифицировала Ассоциативное соглашение с ЕС.

«Грузия входит в единую торговую зону с ЕС, а это значит, что она должна укрепить свои таможенные пункты для товаров из третьих стран. В случае же ухудшения отношений с Россией транзит через Грузию для армянских товаров может быть усложнен», — сказал Игитян, выразив недоумение по поводу объяснений представителей власти относительно реальных причин присоединения Армении к ЕАЭС.

«Когда в дискуссии с представителями власти относительно экономической пользы вступления Армении в ЕАЭС мы приводим все вышеизложенные аргументы, они ссылаются на вопрос безопасности. То есть причиной вступления Армении в ЕАЭС — обеспечение безопасности Нагорного Карабаха. Сразу же возникает вопрос: к чему тогда все эти обсуждения на тему экономических плюсов и минусов? В таком случае необходимо закрыть эту тему и с участием экспертов по безопасности и конфликтам обсуждать вопросы безопасности, а не экономики», — заключил Ованнес Игитян.

Отметим, что, по мнению ряда экспертов, вопросы безопасности и экономики переплетены, если говорить об интеграции Армении с Евразийским экономическим союзом. Как известно, после того как Ереван заявил о намерении вступить в Таможенный и Евразийский союзы, была достигнута договоренность по поставке в Армению российского газа по внутренним российским ценам. РФ также отменила экспортную пошлину для таких товаров, как алмазы и нефтепродукты. Москва — самый крупный инвестор армянской экономики (3 млрд долларов), львиная доля частных трансфертов поступает в Армению также из России. Помимо этого, основная часть экспорта готовой армянской продукции приходится на российский рынок. В плане безопасности Россия — единственный союзник Армении, взявший на себя договорное обязательство обеспечивать защиту ее границ. Москва в рамках двусторонних договоренностей и по линии ОДКБ продает Армении вооружения по внутренним ценам.