Будущее армяно-турецких отношений должно опираться на историческое примирение двух государств. Признание исторической правды может помочь преодолеть глубокие разногласия между армянским и турецким народами. Такое мнение выразил президент Армении Серж Саргсян в своей статье «Темная, незавершенная страница истории: Первая мировая война и Геноцид армян» в американской газете «International New York Times».

Саргсян считает, что признание Геноцида армян не может никоим образом рассматриваться как попрание достоинства турецкого народа. Как он напомнил, многие представители турецкой интеллигенции начали открыто и смело идти по трудному пути самоанализа. «В этом контексте важно, чтобы мировое сообщество содействовало, поощряло турецких политических лидеров в вопросе проявления приверженности идее справедливости и исторической правде, — то, что уже сделали их пользующиеся уважением соотечественники с целью достойно и гуманно закрыть одну из темных и незавершенных страниц истории человечества», — пишет глава государства. Пока армяно-турецкая граница продолжает оставаться закрытой, она будет подрывать здоровое развитие кавказского региона и региональную интеграцию, постоянно дестабилизируя ситуацию в этом зыбком в стратегическом отношении уголке земного шара, считает Саргсян.

Отметим, что между Арменией и Турцией отсутствуют дипломатические отношения. В октябре 2009 года в Цюрихе министры иностранных дел двух стран в присутствии руководителей дипломатических ведомств России, США, Франции и Швейцарии подписали двусторонние протоколы об установлении дипотношений и деблокаде закрытой по инициативе Анкары с 1993 года армяно-турецкой границы. Однако в силу целого ряда причин и, в первую очередь, из-за резкой обструкции Азербайджана, Турция попыталась обусловить их ратификацию в своем парламенте выводом армянских подразделений с территорий вокруг Нагорного Карабаха (т.н. «зона безопасности»). Поскольку такого требования в тексте обоих документов не содержится, армянская сторона отказалась увязывать ратификацию с выполнением любых предварительных условий, и начавшийся процесс армяно-турецкой нормализации был заморожен на неопределенное время.