В преддверии выборов в Сейм Латвии «Латвийское радио 4» посвятило один из выпусков программы «Домская площадь» деятельности коалиционного Национального Союза VL-ТБДННЛ в уходящем XI Сейме.

Объединение, состоящее из двух праворадикальных партий — «Все для Латвии!» и «Отечеству и свободе/ДННЛ» — осенью 2011 года получило 14 мест в парламенте. Для него это стало прорывом — в предыдущем, X Сейме от этой политической силы работало 8 депутатов в оппозиции. Теперь же она участвовала в формировании правящей коалиции. Главным своим приоритетом VL-ТБДННЛ объявил отстаивание национальных интересов, а точнее — интересов латышской нации и латышского государства.

Главным своим достижением представители данной политической силы считают принятие преамбулы к Конституции, в которой теперь обозначена цель, ради которой создавалась Латвийская Республика — сохранение латышской нации и национальной идентичности. В своей предвыборной программе Нацсоюз делал акцент на благополучие не общества в целом, а граждан Латвии — и готово было использовать все рычаги, чтобы приумножить численность латышей. Поэтому первоочередной задачей «нацсоюзники» объявили улучшение демографической ситуации. «И здесь удалось добиться конкретных результатов — пособия выросли, и все больше семей думают о том, чтобы позволить себе еще одного ребенка», — заявила руководитель парламентской фракции Нацсоюза Инара Мурниеце.

Партия также хотела перевести детские сады и школы целиком на латышский язык обучения, но сделать этого пока не удалось. В детских садах нацменьшинств дети изучают латышский дважды в неделю по пятнадцать минут. Русские школы все еще сохраняют за собой право обучать детей на родном языке, соблюдая языковую пропорцию «шестьдесят на сорок». Не получилось пока у «нацсоюзников» и убедить коалицию отменить выдачу видов на жительство для покупателей недвижимости из России. VL-ТБДННЛ удалось лишь ужесточить Закон об иммиграции, подняв денежную планку для зарубежных участников программы «инвестиции в обмен на вид на жительство». Имелись также планы насчет введения прогрессивного налога и повышенной налоговой ставки для спекулянтов, зарабатывающих на недвижимости, насчет материального стимулирования предпринимателей, устраивающих на работу практикантов и безработных.

«Однако, решение социально-экономических вопросов не было сильной стороной этой политической силы», — отмечает политолог Ивета Кажока из Центра общественной политики Providus. Тем не менее, по ее словам, Национальный союз за три года в Сейме упрочил свои позиции и получил хорошо организованную фракцию. «Партия пыталась заняться новыми для себя сферами, но по-прежнему видно, что они очень неуверенно чувствуют себя в вопросах экономики, социальной среды и других сложных проблемах. А именно на этих вопросах сейчас и делают акцент избиратели. Можно сомневаться в их целях и даже порой ужасаться тем делам, за которые они сражаются, но нельзя не признать, что борются они результативно и намного активнее остальных партий. Также, мы видим изменения VL-ТБДННЛ в сторону большей гибкости. К примеру, они голосовали совместно с „Центром согласия“ по ряду вопросов, в которых у них совпадали взгляды. Такое невозможно было представить себе еще пару лет назад», — отметила политолог.

VL-ТБДННЛ получил три министерских портфеля и курировал юстицию, культуру и региональное развитие — хоть и не очень успешно. Несколько министров «нацсоюзников» досрочно складывали свои полномочия: Жанете Яунземе-Гренде после скандала с попыткой отстранения руководства Национальной Оперы, Эйнар Цилинскис — после участия в марше легионеров 16 марта. Для Гайдиса Берзиньша в 2012 году камнем преткновения стал вопрос возвращения довоенной собственности еврейской общине Латвии, для Байбы Броки — отказ спецслужб в допуске к государственной тайне.

Министром юстиции успел побывать и Янис Борданс, однако он был исключен из Нацсоюза. К его работе в общественной организации «Демократические патриоты» «нацсоюзники» отнеслись с ревностью, заподозрив, что он создает конкурирующую партию. «Но это был не только страх перед сильным конкурентом», — считает сам Борданс. «Я думаю, это был и денежный вопрос, связанный со сферой юстиции. Я, будучи министром, посмел в него вмешаться, и меня решили убрать. Я не хотел подрывать работу Национального союза, напротив, я выступал за развитие. Работая министром, я мог бы добиться уважения к VL-ТБДННЛ и добавить им 5% голосов на нынешних выборах — но они сами от этого отказались. Они не хотели развивать ту сферу, которую им доверило правительство. Мне кажется, у руководства партии была своя заинтересованность в Министерстве юстиции. И, в итоге, они остались при своей узконационалистической позиции», — заключил Борданс.

Министерство юстиции, по мнению экспертов, стало для Национального союза непосильной ношей. В судебной системе «нацсоюзники» порядок навести не сумели, как и в сфере деятельности администраторов неплатежеспособности. Нацсоюз стали обвинять в лоббировании интересов этой группы лиц. Специалисты считают такие упреки небезосновательными, ведь не секрет, что администраторы неплатежеспособности спонсировали эту политическую силу. Директор "Общества за открытость Delna Гундар Янковс допускает: «Мне кажется, их вполне устраивает нынешнее положение вещей. Все говорит о том, что в VL-ТБДННЛ получают из этого финансовую выгоду. При банкротстве предприятия подключается администратор неплатежеспособности, и если процесс — фикция, а между судами есть сговор, то политики могут получить выгоду. Сами администраторы очень близки к Нацсоюзу. Они это отвергают, но факты говорят обратное», — указал Янковс. «Тень на репутацию Нацсоюза бросает и тот факт, что многим его членам доступ к государственной тайне закрыт. Его политики позволяют себе резкие высказывания в публичном пространстве, и это вредит имиджу политической организации», — добавил Янковс.

«Нацсоюз пользуется поддержкой где-то десятой части избирателей, кому импонируют радикальные взгляды и консервативная позиция по национальным вопросам. Они могли бы претендовать на статус партии власти, но им самим это не особенно нужно», — считает социолог Айгар Фрейманис, глава агентства социальных исследований Latvijas fakti. «Они вполне комфортно чувствуют себя в роли фоновой партии. Они состоят в коалиции, но из-за дефицита интеллектуального ресурса не могут серьезно влиять на политику», — сказал Фрейманис. У VL-ТБДННЛ всегда были проблемы с кандидатурами на министерские посты — а сейчас и так называемое «лицо партии» под вопросом. Поначалу им являлся одиозный радикал Райвис Дзинтарс, но фракцией он больше не руководит. По мнению Фрейманиса, благодаря своей молодости он добавил определенную долю романтизма отстаиваемым им взглядам. Но избирателям, пусть и националистически настроенным, уже недостаточно одних лозунгов. «Конкретной тематики у Дзинтарса нет, а на одной идеологии строить политическую карьеру и зарабатывать репутацию очень сложно», — подытожил Фрейманис.

Оценивая работу Национального союза в Сейме по 10-бальной системе, Ивета Кажока поставила семерку — за вхождение в политическую элиту и активную работу. Гундар Янковс из Delna смог выставить только пятерку — компромат не позволил ему оценить VL-ТБДННЛ лучше.

Напомним, очередные выборы в Сейм Латвии пройдут 4 октября.