После того, как 25 сентября Сейм Латвии принял принцип «отложенных ключей», банки начали угрожать, что больше не будут выдавать ипотечные кредиты. А консультант Ассоциации коммерческих банков Латвии Казимир Шлякота в беседе с порталом bb.lv пошел еще дальше, сообщив, что скандинавские банки могут выдвинуть к Латвии миллиардные иски или покинуть рынок.

«Вопрос стоит именно так — останутся ли скандинавские банки в Латвии. Я разговаривал с главами скандинавских банков материнских компаний и обсуждал как раз этот принцип ключей. И они мне ответили, что если этот принцип будет введен, то у них есть все основания подать в суд на латвийское государство. Но вы можете себе представить, какие будут суммы предъявленного иска? Миллиарды! Представьте себе, что эти банки выигрывают у латвийского государства эти суды. Они просто не смогут здесь больше оставаться. Вы же понимаете, что 1 миллиард — это сокращение латвийского бюджета на пятую часть. Поэтому скандинавские банки будут думать, что им делать: или уходить отсюда сразу без судов, либо обращаться в Конституционный суд с просьбой отменить этот принцип», — сказал Шлякота.

Эксперт добавил: «Я сам работал в кредитном отделе крупного скандинавского банка и прекрасно знаю, что за ошибки в кредитовании одних всегда отвечают другие. Я помню, как в 2007 году мы сидели за столом и обсуждали ситуацию на рынке недвижимости, цены тогда были сумасшедшие. И нам всем было понятно в банке, что никакая ипотека эти цены „не потянет“. Я тогда еще, помню, съездил в Марсель, чтобы посмотреть, какие цены там, и оказалось, что у нас цены выше!»

«900 евро за кв. метр — когда эта граница в Латвии была достигнута, мы просто остановили выдачу кредитов. Поверьте, сделать это было очень непросто — надо было объяснить нашим шведским акционерам, наблюдавшим за кредитным бумом в Латвии, почему мы это делаем. Но они нас поняли, и в течение года наша доля рынка по ипотеке упала с 24% до 14. Мне тогда казалось, что это все очевидно: если лидер рынка ипотеки уходит с него, то это очень четкий сигнал для остальных участников рынка: здесь что-то не так. И в тот же самый момент, когда мы вышли с рынка ипотеки, в него активно вошли банки ABLV и Parex. Заняли они наше место моментально. Если помните, ABLV выдавал кредит в 105% от стоимости жилья, а Parex ввел свой мини-кредит с пониженными платежами. К чему я это говорю? Только к тому, что реакция лидеров банковского рынка на такие события — это не пустой звук. Мол, пусть уходят», — заключил специалист.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, на прошлой неделе Сейм Латвии, рассматривая предложения по поправкам к Закону о неплатежеспособности, поддержал в окончательном чтении введение принципа «отданных ключей» по отношению к единственному жилью должников, являющемуся залогом по кредиту. Эта норма будет применяться в процессе неплатежеспособности физических лиц только в отношении обязательств, возникших после 1 января 2015 года. Норма cтанет относиться только к случаям, когда в процессе неплатежеспособности должника продается его жилье. Таким образом, после того, как он отдаст ключи, остальные обязательства должника будут погашены.

Однако, Латвийская ассоциация коммерческих банков (ЛАКБ) попросила президента Андриса Берзиньша не провозглашать поправки к закону о неплатежеспособности, предусматривающие введение в Латвии принципа «отданных ключей». ЛАКБ считает, что эта норма существенно осложнит выдачу ипотечных кредитов, затормозит развитие народного хозяйства и улучшение условий жизни людей, а также будет способствовать распространению «культуры неплатежей». Ассоциация уже ранее предупреждала о том, что значительное облегчение процесса неплатежеспособности физических лиц приведет к тому, что ипотечные кредиты станут недоступны большинству населения Латвии, а размер первого взноса по кредиту придется увеличивать до 40%. По мнению ее представителей, торможение кредитования отрицательно повлияет и на другие отрасли — прежде всего строительство.

Добавим, что в Латвии представлены четыре банка со штаб-квартирами в Швеции — Nordea, SEB, Swedbank и Handelsbanken.