В последнее время в югоосетинском ообществе актуализировались вопросы, касающиеся судьбы жителей Ленингорского района Южной Осетии, сообщает корреспондент ИА REGNUM. После начала процесса выдачи им специальных пропусков для упрощенного пересечения государственной границы республики с Грузией, в районе появилось большое количество недовольных граждан, которым по тем или иным причинам отказано в получении документов. В их числе и те люди, которые после войны в августе 2008 года, покинули район и переселились в так называемый городок для беженцев, построенный грузинскими властями в населенном пункте Церовани. При этом, с тех пор эти «беженцы» могут беспрепятственно пересекать югоосетинско-грузинскую границу, и время от времени приезжать в свои дома в Ленингоре.

По мнению югоосетинского эксперта Юрия Вазагова, ситуацию, которая сложилась в Ленингорском районе за последние пять-шесть лет, трудно отнести к разряду нормальных. «Когда в государстве достаточно большое количество людей имеют какой-то неопределенный статус и положение, и такая ситуация никак не выправляется, это создает определенные риски», — считает эксперт.

Он напомнил, что в районе только часть населения имеет осетинское гражданство, другие спокойно «кочуют» из своих домов в Церовани и Ленингоре, имеют грузинское гражданство и пользуются всеми благами, которые им дают как власти Грузии, так и правительство Южной Осетии.

«В условиях определенной стабилизации в регионе, эту ситуацию можно было потерпеть какое-то время, но она может осложниться в любое время, учитывая процессы, которые происходят как на Ближнем Востоке, так и на Украине. Поэтому необходимо предпринять комплекс мер, чтобы привести ситуацию в районе в легитимное русло. Предупреждения в адрес кочующей части давно озвучивались, им предлагалось определиться с гражданством и местом жительства. Я думаю, надо решать эту проблему не шашками наголо, а поэтапно и постепенно. Тем, кто хочет жить в Южной Осетии, надо получить паспорта и жить здесь в соответствии с югоосетинским законодательством. Тем, которым более близка Грузия, тоже никто не мешает и не препятствует», — отметил Вазагов.

Он указал и на еще один вариант решения проблемы — предоставить неопределившимся гражданам вид на жительство. Однако, Вазагов уверен, что это тоже временная мера, попытка узаконить то ненормальное положение, которое складывается сейчас, и рано или поздно от этой нормы тоже придется отказываться.

«Надо учитывать, что если Грузия в будущем вновь перейдет к более жестким методам давления на Южную Осетию, взамен нынешней тактики мягкой силы и попыток перекупить и переманить, то именно ситуация в Ленингорском районе будет использована по максимуму», — заявил эксперт.

В этой связи он напомнил о событиях начала 1990-х годов и 2004-2008 годах, когда села с преимущественно грузинским населением стали объектом пристального внимания со стороны Грузии, туда регулярно засылались эмиссары, и все это привело к тому, что оттуда было изгнано осетинское население, а села превратились в плацдармы для агрессии, разведывательно-диверсионной деятельности, и расшатывания ситуации внутри республики.

«Если в ближайшее время не урегулировать ситуацию и не привести ее в правовое русло, то нечто подобное может произойти в будущем и с Ленингорским районом. Ситуация там может стать серьезным рычагом политического давления на всю Южную Осетию.

Разумеется, прежде всего, нужно подумать об эффективности работы государственного аппарата органов власти в самом районе, необходимо выправлять ситуацию, обеспечивать полноценное снабжение района со стороны Южной Осетии, тем более что дорожное сообщение функционирует достаточно нормально. Тем, которые ссылаются на отдаленность Ленингорского района, хотелось бы напомнить, что в город Квайса и во многие села Знаурского района добираться гораздо сложнее. И это абсолютно не повод для оправданий», — заключил Вазагов.

Такое мнение разделяет и глава Госкомитета информации и печати Южной Осетии Вячеслав Гобозов, который заявил, что в Ленингорском районе на сегодняшний день сложилась фантасмагорическая ситуация, когда у людей, имеющих статус беженца в Грузии, есть имущество в Церовани и Ленингоре.

«Никакого отношения к беженцам эти люди не имеют, их никто не выгонял с родных мест. То, что они имеют право спокойно пересекать границу и проживать то здесь, то там, исключает все разговоры о том, что они являются беженцами. Это, скорее, просто туристы. Этот вопрос используется грузинской пропагандой для того, чтобы очернять Южную Осетию», — считает политик.

Он уверен, что шесть лет — достаточный срок для того, чтобы жители Ленингорского района могли определиться являются ли они гражданами Грузии, постоянно проживающими на территории Южной Осетии, или они — граждане РЮО, и тогда им надо отказаться от гражданства Грузии.

«Если же они хотят сохранить статус беженцев, то это априори подразумевает, что они не могут въезжать в Южную Осетию», — отметил Гобозов.

Он считает правильным, что сегодня власти Южной Осетии поставили этот вопрос в повестку дня, добавив, что его можно было решить иным образом, если бы Грузия признала независимость Южной Осетии, а между двумя странами были бы заключены соглашения о статусе тех или иных лиц.

«Однако этого на сегодняшний день нет и в ближайшее время не предвидится, вопрос будет стоять именно так. Я не думаю, что у жителей Ленингорского района, имеющих статус беженцев, осталось много времени, чтобы определиться. Сидеть на двух стульях долго не получится. Эта ситуация нарушает все мыслимые и немыслимые правовые нормы, ее надо приводить в соответствии с законодательством Южной Осетии и нормами международного права», — заключил Гобозов.

Ранее об этом же заявляли глава президентской администрации Борис Чочиев и полпред президента по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев.

«Какой бы выбор ни сделали эти люди, на их дома никто не претендует. За прошедшие шесть лет правоохранительные органы Южной Осетии обеспечили в Ленингорском районе такой порядок, который позволил сохранить все домовладения в целости и сохранности. И, если кто-то выбрал местом своего проживания Церовани, то им надо дать право аккуратно разобрать свои дома в Ленингорском районе и поставить их рядом со своими домами в Церовани», — заявил Борис Чочиев.

Мурат Джиоев, со своей стороны, также подчеркнул, что власти Южной Осетии никого не выгоняли и не выгоняют из Республики. «Наоборот, для жителей Ленингора и прилегающих сел, ровно как в Дзауском районе для жителей сел Карзман и Синагур, мы создаем максимальные возможности, чтобы они могли поддерживать отношения с родственниками в Грузии, посещать Грузию по социальным или иным вопросам. Но это была временная мера, чтобы в одночасье не оборвать связи, сложившиеся у этих людей за период грузинской оккупации части района. Если в течение шести лет они для себя не определились, или выбрали местом жительства Грузию, они являются гражданами Грузии и путь живут там», — отметил Джиоев.