Саласпилсский лагерь не является «лагерем смерти», как его называют пророссийские политики. Об этом говорится в материале Latvijas Avīze (крупнейшая газета Латвии на латышском языке — прим. ИА REGNUM), посвященном годовщине прекращения существования Саласпилсского концлагеря. Как сообщает mixnews, издание ссылается на работу латвийских историков Карлиса Кангерса, Улдиса Нейбургса и Рудите Виксне «Саласпилсский лагерь 1941-1944».

«Без сомнения, в Саласпилсском лагере погибали люди, но мифы, которые были придуманы во времена СССР, нарушают правдивую историческую концепцию. Лагерь в Саласпилсе — это и не санаторий, но и не лагерь смерти. В Саласпилсском лагере режим был помягче, чем в Рижской центральной тюрьме и в других лагерях», — пишет газета.

Издание также прокомментировало тот факт, что в Саласпилсском концлагере погибло большое количество детей. «Смерть детей не связана с тем, что их убивали и выкачивали из них кровь. У них брали анализы крови для медицинских нужд. Многие дети приезжали туда больными и умирали именно по этой причине. Мифы про убийство детей придумали в СССР», — считает Latvijas Avīze.

По мнению газеты, лагерю изначально дали неправильное название. «В лагере постоянно менялось количество людей, некоторых из них позже отправляли на сельские работы. Пророссийские политики просто пытаются использовать память о том времени в своих целях. Их не интересует историческая правда. Саласпилсский лагерь не являлся лагерем смерти», — заключает газета.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в ходе Нюрнбергского процесса Саласпилсскому лагерю была дана следующая оценка: "Саласпилсский лагерь (Латвия). Сооружение этого лагеря началось в октябре 1941 г., а в следующем году в нем уже находились заключенные из многих стран Европы. Люди жили по 350-800 человек в бараках, рассчитанных на 200-250 человек. Суточный рацион состоял из 150-300 граммов хлеба, смешанного наполовину с опилками, и чашки супа из овощных отходов. Рабочий день длился до 14 и более часов. Смертность среди заключенных была огромной.

Данными экспертизы и свидетельскими показаниями констатируются факты следующих способов истребления людей в Саласпилсском лагере: нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами; голод, который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти; отравление больных детей и взрослых мышьяком; впрыскивание различных веществ (в основном — детям); проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей); частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти; применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы; пытки; смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников; тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями; тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови; казнь через повешение; смерть в душегубках; закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года); убийство путём раздробления голов прикладами — способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов».

Напомним, что в ночь с 28 на 29 сентября 1944 года в Саласпилсском концентрационном лагере расстреляли последних узников, бараки были сожжены, лагерь перестал существовать. 12 октября остатки лагеря заняли войска антигитлеровской коалиции. В 1967 г. на месте лагеря был создан Саласпилсский мемориальный комплекс.