Решение Таллинской городской управы об увольнении бывшего чиновника Галины Панченко было незаконным - такое заключение вынес Государственный суд Эстонии. Госсуд признал недействительными решения Таллинского административного суда от 24 декабря 2002 года и Окружного суда столицы, признавших действия городских властей в отношении Галины Панченко законными. Весной 2003 года суд признал Панченко и бывшего вице-мэра Таллинна Леви Шера невиновными в злоупотреблении служебным положением, за которое они оба были уволены в 2001 году. Суд согласился с утверждениями Панченко, что у нее, а также у ее коллеги Леви Шера не было причин сомневаться в решениях распределявшей средства в сфере интеграции комиссии, поскольку в эту комиссию входили специалисты в своей области.

Спецслужбы начали проверку деятельности Панченко и Шера в ноябре 2001 года, после того, как внутренний контроль Таллина объявил, что выявил в их ведомстве нецелевое использование средств. Таллинская полиция по расследованию экономических преступлений возбудила уголовное дело для расследования использования средств в Департаменте безопасности и интеграции 9 ноября 2001 на основе появившихся в прессе материалов о злоупотреблении служебным положением. Госпрокуратура передала дело 19 ноября 2001 в Полицию безопасности. Мэрия Таллинна в связи с этой проверкой и уголовным делом, 7 ноября 2001 года решила уволить Галину Панченко и Леви Шера с формулировкой "за грубое нарушение служебных обязанностей".

Попытки Панченко оспорить это решение в городском и окружном суде были безуспешными до тех пор, пока Государственный суд окончательно не признал ее невиновной. Галина Панченко сообщила ИА REGNUM, что намерена подать в суд на эстонское государство за нанесенный ей моральный и материальный ущерб. По ее словам, в течение последних двух лет она была безработной и в одиночку должна была помогать своему сыну-гимназисту. Панченко добавила, что в ходе судебного разбирательства она серьезно подорвала здоровье и вынуждена постоянно обращаться к врачу.

В интервью ИА REGNUM Леви Шер заявил, что не сомневался в благополучном исходе рассмотрения дела Панченко в Госссуде. После того, как уголовный суд не нашел никакого состава преступлений в предъявленных Панченко обвинениях, Шеру стало ясно, что мотивировка городского и окружного суда не выдерживают никакой критики. "Мы в свое время сидели на одной скамье подсудимых, а потому ее победу я воспринимаю как свою. Просто ее уволили, а мне как вице-мэру пришлось уйти в отставку добровольно. Вот и вся разница в нашем положении". Леви Шер ответил и на другие вопросы ИА REGNUM.

Вы не раз заявляли, что все дела против вас - политический заказ. Вы бы не могли пояснить - кого и зачем...

Это совершенно ясно, и об этом я уже говорил на суде. Летом 2001 года "реформисты" и "центристы" договорились о создании новой коалиции в управлении столицей Эстонии. Для этого им нужно было развалить прежнюю, в которую входила наша Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ). Нужен был повод. Атака эта была предпринята не лично против нас - мы были пешками. Сначала нашим делом занималась экономическая полиция, затем это дело передали Полиции безопасности (KAPO). Сотрудник полиции безопасности признался потом мне, что они находятся под сильным политическим давлением и что вся эта история им навязана сверху.

Удар по столичной коалиции был еще сделан и с прицелом на выборы в местные органы власти осенью 2002 года?

Безусловно! И не только в местные органы самоуправлений, но и в парламент весной 2003 года. Убежден, что КАПО ведет уже долгие годы целенаправленную политику на разрушение организаций и партий, представляющих интересы национальных меньшинств. В этом же контексте находится и другое "лопнувшее, как мыльный пузырь" дело Аркадия Присяжного, бывшего председателя Союза соотечественников, обвиненного Налоговым департаментом. Мы были звеном длиной цепи.

Насколько, по вашему мнению, скандалы с членами партии ОНПЭ Панченко и Шер повлияли на результаты выборов ОНПЭ в местные органы и парламент страны?

На мой взгляд, очень повлияли. ОНПЭ была представлена в прессе, как партия воров и коррупционеров, а вы знаете, что отмыться всегда труднее, чем забросать грязью. Конечно, авторитет партии был сильно поврежден.

Планируете ли вы подать встречный иск?

Обязательно! Я буду подавать иски о компенсации материального и морального ущеба против государства и эстонских газет - Äripäev, которая заявляла в своем заголовке, что "Шер раздает деньги русским политикам", и Postimees, сообщавшей, что "Шер раздает городские деньги родственникам и знакомым". Юристы уверены, что все эти дела беспроигрышные.

Как в этом контексте оценивать ваш недавний конфликт с газетой "Эстония", процитировавшей никогда не сказанные вами слова о том, что ОНПЭ якобы заставляла вас воровать городские средства?

Газета опубликовала мое открытое письмо-ответ главному редактору, через два дня на страницах помещено опровержение и извинения автора статьи, который всю вину взял на себя. Конфликт с этой публикацией исчерпан. Но у газеты были и другие публикации, так что я взвешиваю возможности объявления иска и в адрес этой газеты.