В начале октября в Старобешево (Донецкая область Украины) транзитом через российскую территорию прибыл автофургон с гуманитарной помощью из Эстонии жителям пострадавшего от военных действий Донбасса. Общий вес составил свыше 10 тонн. Это первый подобный груз для жителей Донбасса из стран Европейского союза. Корреспондент ИА REGNUM сегодня, 9 октября, обратился к члену правления эстонской НКО «Добросветъ» Андрею Легкоступу с просьбой подробнее рассказать о том, как была организована доставка груза.

— Что было самым сложным на первом этапе (сбор гуманитарной помощи)?

— Самая главная трудность — это отсутствие опыта и информации. Мы начинали всё с чистого листа, не знали, что собирать, как сортировать, что пройдет через границы, как всё это оформлять. Люди принесли разом столько всего, что нам понадобилось отдельное помещение для сортировки. В результате у нас было два места, где помощь хранилась. Одно — где собиралась, и одно — где сортировалась. Все это приводило к тому, что нам приходилось перевозить всё с места на место, что вызывало дополнительные расходы и трату времени. Сейчас у нас одно место, где будет сбор и сортировка, а также контейнер, где будет храниться отсортированный груз.

— Что больше всего затягивало процесс сбора и отправки помощи?

— Много времени потратили на поиск организации в России, которая сможет нам помочь. Много кто откликнулся на наш призыв, но реальную помощь оказали только представители российского клуба байкеров «Ночные Волки». Груз был готов к отправке в конце августа, сентябрь месяц мы занимались окончательным оформлением бумаг и договоренностями. Сейчас мы сделали выводы из наших ошибок, получили опыт и, надеюсь, сможем формировать и отправлять грузы быстрее.

— С чем была связана задержка на эстонско-российской границе?

— Груз был очень сложный в плане оформления. Именно в этом мы и ожидали сложности при пересечении границ. Кто занимается логистикой, тот поймет: только в инвойсе у нас стояло более 30 таможенных кодов, около 600 коробок, пакинг-лист на 32 страницах… Мы живем в правовом государстве, и эстонская сторона строго следовала букве закона. Как только мы привели документы в порядок, нам дали разрешение на пересечение границы…

— А задержка уже на российской стороне?

— На российскую таможню мы попали в субботу 27 сентября, поэтому вынуждены были остаться там до понедельника, опять-таки из-за сложности и необычности груза.

— Ваш уникальный опыт наверняка пригодится подобным вам инициаторам в других странах Евросоюза?

— У нас в планах предложить отправить через нас гуманитарную помощь, собранную в Германии, Ирландии, Латвии, Франции и других странах Евросоюза.

— Осознаете ли вы, какое дело сделали?

— Ещё, наверное, не поняли до конца, что мы сделали. Есть некоторое облегчение, потому что последние три месяца были очень напряженные, сплошной стресс, столько времени напряженного труда, а отдачи и результата не было видно. Плюс еще опасения: получится или не получится отправить всё это до места назначения. Всех, кто участвовал, мы благодарили в нашем заявлении. Ну и, конечно, более чем 500 человек, которые зарегистрировались и принесли помощь. А ведь ещё были люди, которые не хотели регистрироваться, поэтому можно смело накинуть пару сотен человек к этому числу. Мы не знаем статистики по другим городам, которые привозили целые микроавтобусы помощи. Но людей было много. Мы им благодарны.