Научно-технический прогресс невозможно остановить, он стремительно меняет человеческую жизнь, определяя судьбы государств и всей международной системы. Ненасильственные протесты в Гонконге показывают это лучше всего. Пик социальной активности, пришедшийся на сентябрь 2014 г., создаёт то, что в США называют «революцией зонтиков». Автор этого термина — житель Нью-Йорка А. Коттон, который таким словосочетанием характеризует (26 сентября через «Twitter») использование гонконгцами зонтиков для защиты от слезоточивого газа и водомётов, применённых полицией. Американские СМИ подняли рейтинг блогера до невиданных им ранее вершин.

Тем временем, китайские власти полны решимости: они не идут на компромиссы со студенчеством, составляющим костяк оппозиции. «Все страны должны уважать суверенитет Китая, это — основополагающий принцип международных отношений… Никто не может позволить у себя незаконные действия, нарушающие общественный порядок. Это относится и к ситуации в США, и к ситуации в Гонконге…Происходящее в Гонконге — это внутреннее дело Китая», — заявил глава МИД КНР Ван И во время визита в Вашингтон 2 октября.

Напомним, что протестующие требуют отменить процедуру предварительного одобрения претендентов на власть в городе, осуществляемую Пекином. Применение средств, рассеивающих толпу, создаёт митингующим образ «мучеников за веру»; наряду с движением «Occupy Central», ряды протестующих пополняются такими объединениями, как Федерация студентов Гонконга и «Scholarism».

Технологическим новшеством гонконгских протестов становится мобильный мессенджер «FireChat», представленный компанией «Open Garden» широкой публике ещё 1 марта 2014 г. Жители Тайваня первыми взяли «FireChat» на вооружение, протестуя (в марте месяце у здания парламента) против подписания торгового соглашения с Китаем. Приложение не требует подключения к интернету. Мессенджер устанавливает прямое соединение между двумя телефонами на расстоянии до 70 метров. С помощью технологии «Multipeer Connectivity Framework» манифестантам достаточно включить на телефонах «Wi-Fi» или «Bluetooth» для синхронизации своих действий посредством передачи текстовых сообщений и фотографий. «FireChat» анонимен: нужен только логин, отсутствует регистрация или авторизация через «Facebook» и электронную почту. «Сейчас мессенджер устанавливает больше 100 тыс. пользователей из Гонконга в день. Участники протеста в Гонконге вооружены очками, респираторами и „FireChat“», — с гордостью заявляет телеканалу «РБК» один из основателей «Open Garden» россиянин С. Шалунов. «РБК» со ссылкой на британскую «ВВС» констатирует, что «FireChat» оценили и в Ираке, где власти в некоторых регионах отключают интернет и доступ в социальные сети. Так, в июне с.г. более 40 тыс. иракцев, проживающих в районах, контролируемых «Исламским государством», установили себе этот мессенджер. По данным разработчиков, приложение попало в десятку самых популярных бесплатных социальных программ в «AppStore» на территории Швейцарии, Аргентины, Австралии, Бельгии, Норвегии и Испании, став безоговорочным хитом в Чили и на Тайване.

Среди митингующих набирает популярность и телефонная рация «Zello», позволяющая мгновенно отправлять сообщение не набирая текст и не отвлекаясь на чтение. Приложение осуществляет радио-общение через «Wi-Fi», хотя для бесперебойной работы хватает и сетей 2G. Пользователи располагают как открытыми каналами связи с возможностью подключения до 800 человек, так и могут создавать каналы, защищенные паролем. «Zello» уже зарекомендовала себя во время акций протеста на площади Таксим в Стамбуле и антиправительственных выступлений в Каракасе (февраль 2014 г.). Во время протестов в Венесуэле каналы телефонной рации вобрали в себя 450 тыс. человек. Крупнейший поставщик интернет-услуг в Венесуэле — CANTV — сумел даже ненадолго блокировать его скачивание, но разработчики «Zello» выпустили новую версию программы, обошедшую блокиратор, разместив соответствующую ссылку на своём аккаунте в «Twitter».

Популярность теле-рации достигает и Восточной Украины: «Zello» активно используется ополчением Луганска и Донецка.Технологии типа «FireChat» и «Zello» не меняют теорию ненасильственного сопротивления, но подрывают государственный контроль в сфере массовых коммуникаций. Гражданское неповиновение, исследованию которого профессор Дж. Шарп посвятил всю свою жизнь, получает инструменты, усиливающие эффект бойкота, забастовок, пикетов и различных форм ненасильственной оккупации. Отказ от сотрудничества с властями теперь будет мгновенно приобретать не только национальный, но и глобальный охват. Несмотря на то, что 9 октября протестная волна в Гонконге уменьшилась, Поднебесная не сумела скрыть своё бессилие перед «FireChat»: программу невозможно централизованно заблокировать, каждый мобильный телефон выполняет роль самостоятельного сервера, время работы которого привязано только к заряду батареи. Предмет гордости разработчиков: использование программы не влияет на ресурс батареи.

Полиция и спецслужбы Китая закрывают доступ в «Instagram» на всей территории страны (включая Гонконг и Шанхай), где демонстранты размещают фото и видео, включая кадры с использованием слезоточивого газа; они глушат мобильную связь в районах массового скопления людей. В китайской социальной сети «Weibo» даже заблокирован хэштэг «OccupyCentral», ранее позволявший поисковым системам группировать и выдавать запрашиваемую информацию. Однако всех этих мер явно недостаточно. Единственное, что может себе позволить полиция в столь стеснённых условиях — подключиться к чату и следить за умонастроениями толпы в режиме реального времени.

Изобретение этих приложений и их использование в акциях гражданского неповиновения опирается на теоретическое наследие доктора психологии Фредерика Эмери, исследовавшего в Тавистокском институте (c 1958 по 1969 г.) характерные черты подросткового поведения на концертах рок-музыки, названные им «подростковым роением». Ф. Эмери заключил, что подобное роение связано с «мятежной истерией». Мессенджеры, которые будут созданы в XXI веке, лишь увеличат масштабы и продолжительность «роения», подогревая эмоции толпы мгновенными сообщениями и непрерывными фоторепортажами. Вклад Эмери в теорию систем трудно переоценить. Социальные группы и индивиды рассматриваются им в качестве «целеустремлённых систем», которые стремятся к всемогуществу при помощи триады древних идеалов: «правды», «добра» и «красоты», — а также более современного идеала — «изобилия». В совместном труде с Р. Акоффом под названием «О целеустремленных системах», Эмери даёт характеристику этим «идеалам», выявляя их ключевую роль в устойчивости общественных групп. Под «изобилием» понимается состояние «доступа индивидов» к «произведённым ресурсам», «количество которых должно быть достаточным, чтобы все желающие могли одновременно добиваться одной и той же цели». Понятия «правды» и «добра» основываются на фундаментальных и прикладных знаниях, этике, религии и даже психиатрии, вступающей в конфликт с церковью. «Красота» же объединяет группы под влиянием искусства. Благодаря красоте искусство «создаёт то, что можно назвать творческим настроением, предрасположением к творчеству, и героическое настроение, т.е. готовность жертвовать сегодняшними благами во имя будущего».

«FireChat» и подобные ему приложения, используемые оппозицией для подрыва позиций КПК в Гонконге, в очередной раз демонстрируют, что большинство технических новшеств современности было концептуально оформлено в прошлом столетии. Однако именно в XXI веке им суждено подорвать государство, превращая суверенитет в эфемерную субстанцию.