Правительственная делегация Румынии во главе с премьер-министром и кандидатом в президенты страны Виктором Понтой прибыла 10 октября с визитом в Молдавию. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе молдавского правительства, в ходе визита был подписан меморандум о финансировании Румынией строительства здания театра в Кагуле на сумму 800 тыс. евро.

Кроме того, румынское правительство передало молдавской стороне 138 транспортных единиц: 100 микроавтобусов было передано школам, 3 автобуса получили театры, а еще 35 автомобилей — государственные учреждения Молдавии. «Это конкретные факторы беспрецедентной поддержки», — заявил в ходе церемонии передачи автомобилей молдавский премьер Юрий Лянкэ.

«Вас рассматривают во всей Европе как друзей, как людей, которых мы хотим поддержать», — утверждает в свою очередь Виктор Понта, не уточняя, кого, собственно, он имеет в виду под «всей Европой» и кто делегировал ему право высказываться от ее имени. Он заверил, что Румыния будет и впредь поддерживать Молдавию, чтобы та поскорее «присоединилась к Европейскому союзу». «В 2019 году Румыния будет председательствовать в Европейском союзе, и хотелось бы, чтобы за столом, за которым сидят все страны ЕС, нашлось место и для Республики Молдова», — добавил Понта.

Позже, выступая в эфире кишиневского телеканала Publika TV, румынский премьер заявил, что такие страны, как Грузия, Украина и Молдавия «имеют фундаментальное право на территориальную целостность» (в свою «территориальную целостность» Грузия включает Республику Абхазия и Республику Южная Осетия, признанные Россией и рядом других государств, Украина — отделившуюся от нее Новороссию и входящий в состав России Крым, а Молдавия — Приднестровскую Молдавскую Республику, которая никогда не входила в состав «Республики Молдова», провозгласив независимость на год раньше принятия «декларации о независимости» кишиневским парламентом — прим. ИА REGNUM). Он также скептически высказался относительно конституционного статуса нейтралитета Молдавии, высказав мнение, что «нейтралитет является хорошей вещью, если вы Швейцария», в то время как «проевропейским властям Молдавии придется ставить вопрос о безопасности».

Он также прокомментировал ранее высказанное им обещание совершить к 2018 году «второе великое объединение». «Если когда-то люди отсюда и с другого берега Прута захотят объединения, то это желание, конечно, будет исполнено, но действовать силой мы не хотим. Румыния никогда не прибегнет к силе, чтобы захватить Молдавию», — подчеркнул Понта, добавив, что присоединение Молдавии к Румынии «станет радостью» для румын.

Справка ИА REGNUM: Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, «Республика Молдова» — «второе румынское государство», молдаване — «румыны», молдавский язык — «румынский». В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

В конце 2013 года заканчивающий в этом году свой второй президентский мандат Траян Бэсеску объявил присоединение Бессарабии к Румынии новым «национальным проектом». А в сентябре этого года кандидат в президенты Румынии от Социал-демократической партии, действующий премьер-министр Виктор Понта объявил «второе великое объединение» к 2018 году своей главной целью в случае победы на президентских выборах. Под «Великим объединением» 1918 года в Румынии понимается произошедшая в 1918 году оккупация Румынией австро-венгерской Трансильвании и Буковины и российской Бессарабии.