На минувшей неделе поляки могли впервые услышать из уст представителей нового правительства об их планах и намерениях на ближайшее время. Это давало основания для выводов о том, изменится ли польская политика, реализуемая новым кабинетом.

Правительство после лифтинга

Само определение «новое правительство» верно лишь с формальной точки зрения. Напомним: после того, как Дональд Туск был избран на пост председателя Европейского совета, который освобождает Херман Ван Ромпай, правительство ушло в отставку. Формирование кабинета в рамках существующей коалиции двух партий, «Гражданской платформы» и Польской крестьянской партии, было поручено спикеру Сейма Еве Копач. И на практике быстро оказалось, что «новое правительство» — это всего лишь чуть измененное и припудренное старое. В составе своего кабинета Копач сменила лишь пять министров из восемнадцати.

Как и ожидалось, она отказалась от «услуг» наиболее скомпрометированных министров: иностранных дел Радослава Сикорского и внутренних дел Бартоломея Сенкевича (напомним: первый из них прославился своими высказываниями, в частности, о том, что «польско-американский союз вреден, поскольку дает Польше чувство фальшивой безопасности, а польские власти отсосали американцам, как настоящие фраера»; в то же время второй из них зондировал у председателя Национального польского банка (Центральный банк Польши — прим. ИА REGNUM), мог ли бы он поддержать бюджет средствами центрального банка, что помогло бы правящей партии выиграть выборы (записи этих бесед опубликовала пресса — о скандале с «записями правды» ИА REGNUM подробно писало).

Самой большой неожиданностью было назначение Гжегожа Схетыны на пост министра иностранных дел. Речь идет даже не о том, что этот партийный функционер никогда не имел дела с дипломатией, в возрасте 27 лет окончил философско-исторический факультет и не владеет ни одним иностранным языком. Он — главный фракционный противник Дональда Туска в партии. Новая премьер-министр предпочла иметь влиятельного деятеля под рукой, под контролем и к тому же на престижном посту.

Без изменений на востоке

Если кто-то в Польше и за границей надеялся, что новое правительство будет вести себя более сдержанно по отношению к украинскому кризису, то на минувшей неделе Гжегож Схетына эти надежды старался развеять. Он отметил, что сразу же после выборов на Украине (пройдут 26 октября) премьер Ева Копач поспешит с визитом в Киев.

При этом новый глава дипломатии повторил навязчивую идею польских политиков о том, что «для Украины нет иного пути в Брюссель, в Европу, к европейской семье народов, чем через Варшаву и Польшу». «Польша должна быть послом Украины и европейских стремлений Украины», — подчеркнул министр.

Также традиционно он счел необходимым покритиковать Россию, говоря о том, что Польша «должна быть вместе с европейской, всемирной семьей народов против поведения России, территориальной агрессии, аннексии Крыма и того, что происходит на востоке Украины». Министр признал, что «польского голоса (по этому вопросу) не хватит, поэтому я был в Берлине и Париже сразу же после приведения к присяге правительства».

Он оценил формат Веймарского треугольника (Польша — Германия — Франция) как «хороший и эффективный». А на прямой вопрос одного из журналистов, участвующих в пресс-конференции, о том, не является ли Веймарский треугольник мертвым форматом, с большой дозой уверенности в себе ответил: «Мне удается оживить и оздоровить его». Схетына воспользовался возможностью и погрозил России пальцем очередных санкций: «Если Россия не изменит своей политики, санкции будут обострены, и они будут еще более чувствительны в России. Они уже чувствительны. Как кажется, это приблизит нас к лучшему разрешению проблемы».

Польша вооружается

В экспозе, которое премьер Ева Копач представила Сейму на прошлой неделе, обещаний было под достатком. Сатирики и публицисты шутили, что с этой точки зрения она превзошла даже своего предшественника Дональда Туска — мастера обещаний. Одно из них — это увеличение военных расходов Польши до 2% ВВП, начиная с 2016 года. «Принцип 2%» — это в свою очередь навязчивая идея президента Бронислава Коморовского, которую он пропагандирует на форуме стран НАТО как цель для всех участников Альянса.

На этой неделе гонка за миллиардами долларов, предназначенными на вооружения, уже началась. Государственный департамент США утвердил возможность продажи Польше управляемых высокоточных ракет класса «воздух-земля» большой дальности типа JASSM. Польские власти планируют купить 40 таких ракет и заплатить за них 0,5 млрд долларов (12,5 млн долларов за штуку!). Журналисты высмеяли такой проамериканский бизнес: Финляндия заплатила за такие же ракеты меньше 4 млн долларов за штуку, а ВВС США — всего лишь один миллион долларов. В свою очередь французы, зная польские планы модернизации армии, хотят продать Польше три подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами, за 2,5 млрд долларов.

НАТО в Польше

Атмосферу угрозы со стороны России, которая нагнетается в Польше в последнее время, подтвердил на этой неделе новый-старый министр национальной обороны Томаш Семоняк. Его статус в новом правительстве возрос до поста вице-премьера — это первый случай в истории Польши настолько высокого статуса министра обороны.

«НАТО, которое стоит на силе США — это сила, с которой все в мире должны считаться», — сказал министр, подчеркнув, что Польша заинтересована как можно более значительным присутствием солдат НАТО на своей территории и частыми совместными маневрами. Он напомнил также о трех формах военного присутствия, которое реализует в Польше НАТО: постоянное «ротационное» присутствие военных НАТО и США, силы быстрого реагирования и усиление роли корпуса Север-Восток в Щецине, который должен стать организатором обороны на восточном фланге НАТО.

В Польшу на этой неделе со своим первым заграничным визитом прибыл новый генеральный секретарь НАТО Енс Столтенберг, который вступил на этот пост 1 октября. Прежде всего он расплывался в комплиментах по поводу планов Варшавы увеличить военные расходы до 2% ВВП: «Вы, действительно, представляете собой замечательный пример. Это как раз тот пример, который я буду приводить во время очередных визитов в остальных странах-членах НАТО. Надеюсь, что другие страны пойдут по вашим следам».

При этом он старался успокоить польских политиков и заверял их в том, что НАТО будет оборонять всех участников Альянса. Однако он был не в состоянии представить детали плана создания сил быстрого реагирования: «Речь идет о тысячах, а не о сотнях солдат, но сейчас трудно указать конкретную численность».

Любопытно, что буквально несколько дней перед приездом высокого натовского гостя в Польшу немецкий еженедельник «Der Spiegel» со ссылкой на военных писал, что НАТО будет не в состоянии реализовать гарантии безопасности, предоставленные Польше и странам Прибалтики на последнем саммите в Ньюпорте. Затем министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен признала, что ее страна не сможет выполнить всех обязательств по отношению к НАТО.

100 тысяч долларов для «Евромайдана»

Как предыдущее, так и новое правительство пропускает мимо ушей любые критические замечания, связанные с Украиной. На минувшей неделе известный профессор-экономист Рышард Бугай из Польской Академии Наук предупреждал: «После выборов на Украине инициативу могут принять враждебные нам силы».

Однако бескритический подход к «украинскому вопросу» характерен не только для польских властей. В рамках политической правильности, которая пронизывает информационное пространство Польши, Награду Леха Валенсы (это премия в размере 100 тысяч долларов, которые передает не Лех Валенса, а один из немногих банков, которые остались в польских руках — прим. ИА REGNUM) присуждено… общественному Движению «Евромайдан».

Возмущение публицистов по этому поводу в очередной раз было гласом вопиющего в пустыне: «Главная фигура этого Движения, президент Порошенко, заявляет на пресс-конференции в Киеве, что живущие члены УПА (бандиты, убийцы) получат статус ветерана войны, поскольку они — настоящие герои Украины. Мало этого, Порошенко утверждает, что именно они дали пример настоящего украинского патриотизма и героизма. Мы совсем не удивимся, когда окажется, что эти 100 тысяч долларов наши друзья из Общественного Движения предназначат на строительство памятника Бандере!».

О конвое с усмешкой

На минувшей неделе через Польшу проезжал гуманитарный конвой, состоящий из 112 грузовиков, который из Германии вез дары для Украины. Немецкое правительство предназначило около 10 млн евро, в частности, на закупку генераторов, обогревателей, одеял и зимней одежды. По планам, дары должны были попасть на склады под Киевом.

Политически правильные средства массовой информации с огромной симпатией сообщали об этом конвое — в отличие от конвоев, которые отправлялись из России в Донбасс, когда пресса с огромной подозрительностью освещала эти инициативы. Частная компания, которая владеет частью польской платной автострады, чувствуя эту «позитивную» атмосферу вокруг конвоя, даже освободила его от оплаты за проезд.

Однако сразу же после пересечения польско-украинской границы конвой вынужден был на несколько часов остановиться: произошло… столкновение пяти грузовиков. Без улыбки поляки не могли прореагировать на это сообщение…