Посольства Новой Зеландии тайно используются Соединенными Штатами для осуществления глобального шпионажа. Их дипломатический статус грубо нарушается. Это стало известно в минувшие выходные благодаря очередной «утечке» от беглого сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, получившего убежище и сейчас проживающего в России. Сноуден представил общественности документы об американском проекте «Stateroom», в рамках которого работает глобальная разведывательная программа SIGINT, занимающаяся сбором разведывательной информации из интернета, радиопереговоров и телекоммуникаций.

Сноуден обнародовал документ американской спецслужбы АНБ о проекте «Stateroom», имеющий гриф «совершенно секретно» и датированный 2003 годом. Документ имеет заголовок «Исключительно контролируемая информация» и подзаголовок «SIGINT из дипломатических миссий за рубежом». Документ описывает режим секретности для «ограничения доступа к информации о персонале, участвующем в скрытом сборе, обработке и докладах SIGINT из дипломатических миссий за рубежом». В документе речь идет о посольствах и консульствах стран англосаксонской пятерки — США, Австралии. Канады, Великобритании и Новой Зеландии. Означенный документ был опубликован в минувший уик-энд на информационном ресурсе The Intercept тесно сотрудничающим уже второй год со Сноуденом американским журналистом, проживающим в Бразилии, Гленном Гринвальдом. Гринвальд пообещал обнародовать дальнейшие подробности сотрудничества в шпионской деятельности под дипломатическим прикрытием новозеландцев с американцами.

Вспомним, что год назад, 21 июня 2013 года, британская Guardian опубликовала полученную от Сноудена информацию о программе британской секретной службы Центра правительственной связи (UK Government Communications Headquarters — GCHQ) под кодовым названием «Tempora». Задействованная британская программа Tempora является аналогом американской шпионской программы Prism — «Призма». В означенной публикации утверждалось, что мировая англосаксонская пятерка: США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия осуществляют национальные программы электронного шпионажа, тесно координируя свои действия и обмениваясь полученной информацией. Центром означенной шпионской активности является американская АНБ. Спецслужбы англо-саксонской пятерки действуют на основании заключенного еще в 1946 году особого многостороннего соглашения (UKUSA agreement) по сотрудничеству в области радиоэлектронной разведки, именуемой как SIGINT. Англо-американский UKUS буквально кусает весь мир. Секретный альянс англо-саксов в компетентных кругах на Западе получил название «Пять глаз» (Five Eyes). Собственно, Великобритания имеет сильные партнерские позиции в этом соглашении, поскольку смогла предложить США территории по всему миру в своих бывших колониальных владениях и доминионах для создания баз прослушивания американской АНБ, в частности, в таком «интересном месте», как Гонконг. А как же Канада, Австралия и Новая Зеландия?

Разоблачения от Сноудена сразу же породили политический скандал в Австралии. Австралийские СМИ сообщили, что Объединенный комитет парламента Австралии по разведке и безопасности был проинформирован высокопоставленными сотрудниками австралийской разведки о роли Австралии в американской программе Prism. Австралийское издание Sydney Morning Herald тогда конкретно сообщило своим читателям, что среди тех, кто отчитывался перед парламентским комитетом, были: директор организации разведывательного обеспечения Австралии Дэвид Ирвин, а также глава австралийского оборонного директората связи Ян Маккензи. Они уведомили парламентский комитет, что раскрытие информации о Prism может нанести ущерб отношениям Канберры сразу с несколькими азиатскими государствами. По мнению руководителей австралийских спецслужб, последствия разоблачений Сноудена трудно предсказать, поскольку последний имел «очень широкий доступ» к секретной информации АНБ, включающей в себя «много деталей о связях разведывательного сотрудничества между США и Австралией». Один из источников австралийских СМИ прямо заявил, что разоблачения Сноудена уже «нарушили возможности разведки Австралии». Как тогда дополнительно выяснилось, особенно активными в работе на американцев были посольства Австралии в Джакарте, Бангкоке, Ханое, Пекине и Дели.

Дополнительно в августе 2013 года Сноуден сообщил германскому изданию Spiegel, что программа SIGINT работает посредством дипломатических представительств США. Всего речь шла о 80 посольствах и консульствах США по всему миру. Согласно Сноудену, операциями, действующими в рамках проекта «Stateroom», руководит специальное подразделение под названием «Служба специального сбора» (Special Collection Service — SCS), созданное совместно двумя ведущими американскими спецслужбами — ЦРУ и АНБ.

Главной целью SCS на территории США было такое средоточие международной дипломатии, как Организация Объединенных Наций со штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. Spiegel сообщил о проникновении американской АНБ в систему внутренних телеконференций миссий государств — членов ООН.

Тогда же германский Spiegel утверждал, что Канада использует свои дипломатические миссии для сбора разведывательной информации в пользу американцев. Пресс-секретарь канадской специальной службы электронной разведки CSEC (Communications Security Establishment Canada) отказалась публично комментировать информацию об участии канадских дипломатических миссий за рубежом в разведывательной активности американской АНБ.

В конце октября 2013 года уже после разоблачений Сноудена один международный эксперт по разведке, профессор Дес Бол подтвердил, что специальные подразделения посольств Австралии участвуют в проекте «Stateroom», помогая SCS в сборе разведывательной информации в странах Тихоокеанского региона. Бол сообщил, что специальная служба Австралии, занятая электронным шпионажем ASD (Australian Signals Directorate), постоянно делится полученной информацией с американской АНБ в соответствии с соглашением о разведывательном сотрудничестве США с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и Канадой. Конкретно Бол также сообщил, что американцы передали своим коллегам из австралийской ASD четыре ключевые возможности своей шпионской компьютерной программы XKeyscore.

Хотя о программе «Stateroom» известно уже более года, нынешнее новое разоблачение от Сноудена доказывает, что не только дипломатические представительства Австралии, но и Новой Зеландии, а также Канады используются США для сбора разведывательной информации за рубежом. Очевидно, что новое разоблачение участия дипломатических миссий Новой Зеландии в шпионских операциях США породит сейчас серию официальных протестов в странах Юго-Восточной Азии, с которыми особенно активно взаимодействует Новая Зеландия. Кроме того, незаконное и тотальное использование США дипломатического статуса своего союзника налицо.

Новые новозеландские разоблачения оказались созвучны опубликованной в 2011 году книге новозеландского журналиста Ники Хаэйгера «Войны других народов: Новая Зеландия в Афганистане, Ираке и войне против террора». В своей книге Хэйгер, в частности, утверждал, что новозеландская миссия по оказанию помощи афганцам в реконструкции афганской провинции Бамиан на самом деле была крышей для проведения тайных разведывательных операций с целью помощи американскому ЦРУ.

Итак, англо-саксонские союзники являются главными партнерами США по проведению глобального шпионажа. Только против Австралии, Канады, Новой Зеландии и Великобритании американская АНБ не ведет своей разведывательной работы. Эти страны из «Пяти глаз», таким образом, составляют клуб самых доверенных союзников США, чем все остальные. Доверие основывается на соглашении о сотрудничестве национальных спецслужб этих стран со спецслужбами США. Англо-саксонские союзники США используют в полной мере свою уникальную географию и правовой статус плюс свою высококвалифицированную рабочую сил, отдавая полученные плоды американцам. Если США с их размерами и влиянием смогут достаточно легко преодолеть дипломатические последствия нового скандала, то Новой Зеландии будет теперь значительно труднее очистить свой образ «мирной страны» зеленых лугов и пасущихся на них овец перед своими азиатскими партнерами в Юго-Восточной Азии и Тихоокеанском бассейне.

Дмитрий Семушин — обозреватель ИА REGNUM