«Конституционный суд Молдавии решил больше половины граждан страны записать в экстремисты», — заявил исключенный из Партии коммунистов Молдавии (ПКРМ) депутат молдавского парламента Григорий Петренко, комментируя решение Конституционного суда Молдавии, назвавшего «априори неконституционной» любую внешнеполитическую ориентацию Молдавии кроме «евроинтеграции», передает корреспондент ИА REGNUM.

По словам Петренко, теперь около половины молдавского общества, выступающей за евразийскую интеграцию, рассматриваются властями, как «думающие и действующие вразрез с конституцией и декларацией о независимости». «Значит, если вы против соглашения об ассоциации с ЕС, и, не дай Бог, за Таможенный союз — вы уже вне закона! Интересно, как эти еврожулики собираются проверять внешнюю ориентацию гражданина? Белоруссия и Россия — это европейские страны? Или нет? А когда вся правительственная верхушка носила на руках Лукашенко во время его визита в Кишинев, означает ли это, что все их потуги были „априори неконституционны“?» — задался вопросами парламентарий.

Он также выразил мнение, что «вся эта история с запросом в КС о признании неконституционным соглашения об ассоциации — это спланированная комбинация». «Руками штабистов из ПКРМ, подыгравших в нужный момент, было принято беспрецедентное по своей невежественности и чудовищности решение», — заявил Петренко.

По его словам, КС нарушил сразу несколько статей конституции, в том числе ст. 5, где провозглашается принцип «политического плюрализма» и подчеркивается, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии», а также ст. 2 и ст. 4, где говорится о суверенитете народа и правах и свободах человека. «Интересно, когда этой евродиктатуре придет конец, как Александр Тэнасе (председатель Конституционного суда Молдавии — прим. ИА REGNUM) будет смотреться в мусорном баке?» — подвел итог Григорий Петренко.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, в своем решении от 9 октября судьи КС ссылаются на «декларацию о независимости Республики Молдова», из которой делают «вывод» о том, что «евроинтеграция» является «частью конституционной идентичности» Молдавии, а все остальные возможные ориентации «являются априори неконституционными». При этом включение Конституционным судом политического документа — «декларации о независимости» — в конституционный блок законов и, более того, признание его приоритета над принятой в 1994 году конституцией само по себе является нарушением конституции. Ранее тот же «метод» использовался Конституционным судом, когда 5 декабря 2013 года он принял решение о том, что государственным языком в стране является «румынский», вопреки тексту конституции, где он назван молдавским.

27 августа 1991 года кишиневский парламент принял «декларацию о независимости», которая объявляет недействительными пакт Молотова-Риббентропа и Закон СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», а также аннулирует «акты расчленения национальной территории 1775 и 1812 годов», в результате которых Молдавское княжество лишилось Буковины, одна часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а другая — территорией Румынии, и Бессарабии, большая часть которой составляет территорию современной «Республики Молдова» в ее фактических границах, а южная часть входит в Одесскую область Украины. Таким образом, кишиневская «декларация о независимости» аннулирует де-юре пребывание Приднестровья в составе Молдавии и современную молдавско-румынскую и молдавско-украинскую границы. При этом в кишиневской «декларации о независимости» ничего не сказано ни о курсе на «евроинтеграцию», ни о Европейском союзе. В документе содержится упоминание процессов демократизации в Европе в целом, а также выражается желание «Республики Молдова» «установить политические, экономические, культурные и иные связи, представляющие взаимный интерес, с европейскими государствами, со всеми странами мира». Кроме того, «Республика Молдова» объявляет о «своей готовности присоединиться к Хельсинкскому заключительному акту и Парижской хартии для новой Европы и просит также быть допущенной на равных правах на Конференцию по безопасности и сотрудничеству в Европе и к ее механизмам».

Таким образом, Конституционный суд Молдавии, все 6 членов которого являются гражданами Румынии, пошел по пути подмены политическим образованием под названием «Европейский союз» понятия Европа, большая часть которой в ЕС не входит. Кроме того, согласно ст. 5 конституции Молдавии, «демократия в Республике Молдова осуществляется в условиях политического плюрализма», и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии».

ИА REGNUM также напоминает, что вопреки заявлениям молдавских властей о «евроинтеграции», как безальтернативном и необратимом выборе, молдавское общество расколото по вопросу внешнеполитического курса, а некоторые группы населения и целые регионы категорически не приемлют избранный кишиневскими властями курс. Согласно результатам опроса «Барометр общественного мнения» за май 2014 года, в случае проведения референдума о вступлении Молдавии в ЕС 44% респондентов проголосовали бы «за», а 37% — «против». В случае с Таможенным союзом (ТС) 45% проголосовали бы «за» вступление, 34% — «против». При необходимости выбора на референдуме между двумя интеграционными проектами 29% проголосовали бы за вступление в ЕС, 22% — за Таможенный союз, 41% — не смогли определиться либо не дали ответа. В Гагаузии, согласно итогам состоявшегося 2 февраля референдума, 98,47% жителей выступают за вступление в Таможенный союз, и 97,43% — против вступления в ЕС.