Гражданская война в Сирии, начатая в 2011 г., позволила местным курдам создать орган управления севером страны — Курдский национальный совет (далее KNC). Изначально в него входило 11 партий, а к маю 2013 г. их число выросло до 15. С 12 июля 2012 г. KNC совместно с PYD («Партия Демократического союза» — сирийский филиал Рабочей партии Курдистана) объединяется в Курдский верховный комитет (DBK), который ныне выполняет роль временного правительства в Сирийском Курдистане. До недавнего времени отношения KNC и PYD осложнялись обвинениями последней в сотрудничестве с правительством Б. Асада. Однако после того, как «Исламское государство» начинает наступление на сирийский город Кобани, населённый курдами, взаимные обиды уходят на второй план.

Усложнение геополитической обстановки в регионе вынуждает Государственный департамент США пойти на переговоры с PYD в Дохуке (Иракский Курдистан), несмотря на то РПК признана террористической как в Америке, так и в Турции. 18 октября портал Kurdistan.ru сообщает, что лидеры PYD побывали в Иракском Курдистане, где встретились с президентом М. Барзани, переговорив также и с другими сирийскими политическими партиями в целях координации борьбы с «Исламским государством». 19 октября переговоры между сирийскими и иракскими курдами продолжаются, стороны пытаются решить проблемы создания кантонов и отсутствия совместных сил в Сирийском Курдистане. ИТАР-ТАСС напоминает: осада Кобани (арабское географическое название — Айн-эль-Араб) продолжается около года, но именно сейчас боевики ИГ вытеснили курдские военные формирования из 16 деревень к западу и востоку от города, приблизившись вплотную к его черте. Ожесточённые бои между ИГ и курдскими «Отрядами народной самообороны» (YPG) идут в момент написания настоящей статьи.

Расположенный в 532 км от Дамаска, Кобани — третий по величине город Сирийского Курдистана после Камышлы и Африна с населением свыше полумиллиона человек. Расстояние от Кобани до турецкой границы — 10 км. Курды не теряют времени. Лидер РПК А. Оджалан призывает своих партизан перейти турецко-сирийскую границу для помощи соплеменникам. Для курдов защита Кобани — не просто рядовая боевая операция: как заявляет военный командир М. Карайылан, «речь идет о спасении нации».

Курдское ополчение достигает соглашения о совместных боевых действиях с Сирийской свободной армией (ССА) против ИГ. Это стало возможным благодаря недавнему призыву главы ОКНШ США М. Демпси к сирийской вооруженной оппозиции объединить усилия с местными курдами. У Вашингтона нет альтернатив. Журнал «Time» приводит следующие слова пресс-секретаря Пентагона: «Одних только авиаударов недостаточно для выполнения этой задачи, ими не спасти Кобани — и мы знаем об этом. У нас на местах в Сирии нет партнера, готового воевать, способного и эффективного». Впрочем, сам М. Барзани отвергает необходимость наземной операции со стороны союзников. «Я считаю, что Курдистан не нуждается в иностранных наземных силах. Наши силы пешмерга продолжат борьбу против боевиков ИГ. Лучшая стратегия — обучить пешмерга и предоставить ему тяжелое вооружение», — заявляет президент Курдистана в интервью немецкой «Bild». Политик подчёркивает особую роль Турции в борьбе курдов и США с ИГ: "Курды доказали и показали, что они хотят жить в мире с Турцией, как братья, и как стороны имеют общие интересы; мы должны вместе противостоять угрозам боевиков «Исламского государства».

Упомянутый нами М. Карайылан не разделяет оптимизма своего патрона. С учётом того, что захват Кобани позволит ИГ установить контроль над турецкой границей от Джараблюса со стороны Алеппо до Телль-Абъяда (к северу от Ракки), он констатирует: «ИГ получает снаряжение и боеприпасы из Турции по железной дороге».

Критика сирийской политики Р. Эрдогана растёт и в европейской прессе. Французская «La Regle du Jeu» обвиняет турецкого президента в двойной игре: «Кобани падет, став жертвой двойной игры Турции. Сначала Анкара позволила переправиться через границу самым разным радикальным элементам, закрывала глаза на то, как ИГ неделями свозила к осажденному городу тяжелое оружие, из которого сегодня ведут массированный обстрел. Теперь она перекрыла всем путь и не дает спасти Кобани не только собственным войскам, но и собравшимся 10 тыс. курдских добровольцев».

Тем временем, Америка продолжает военно-воздушные удары по ИГ. Британская «ВВС» со ссылкой на Центральное командование США сообщает, что в ночь с 18 на 19 октября самолеты коалиции нанесли 13 ударов по позициям боевиков в Сирии и 10 ударов в Ираке. Турция проявляет осторожность. Президент Р. Эрдоган исключает возможность предоставления оружия курдским ополченцам, которые принадлежат к вооруженному крылу РПК, защищающему Кобани.

Подводя итог, отметим: борьба за власть над обломками Ирака и Сирии консолидирует курдскую общину, которая не только митингует в Турции и в европейских столицах, но и формирует ряды добровольцев, готовых воевать с ИГ. Внешняя угроза приближает последователей клана Барзани к осуществлению заветной исторической цели — Великого Курдистана.