Несмотря на регулярные упоминания проблемы русских школ в Латвии, как таковых подобных государственных учебных заведений в стране нет. Такое мнение в эфире программы «Открытый вопрос» на «Латвийском Радио-4» высказал председатель Латвийской ассоциации в поддержку школ с русским языком обучения (ЛАШОР), депутат Сейма Игорь ПименовСогласие»).

По мнению Пименова, вместо школ нацменьшинств в Латвии есть школы с программами обучения на языке нацменьшинств, и в этом есть существенная разница. «Невозможность получать образование на языке своей семьи затрудняет процесс интеграции в нашем обществе, и полный перевод школ на государственный язык усложнит этот процесс еще больше. В детстве и подростковом возрасте надо учиться на родном языке, а для интеграции есть другие средства. В противном случае изучение таких предметов, как физика, математика и прочих на госязыке превращает их в уроки латышского языка с уклоном в пользу той или иной научной дисциплины», — уверен представитель ассоциации.

Вместе с тем Пименов выразил уверенность, что немалая часть других, более гуманитарных предметов должна преподаваться на латышском — чтобы по окончании школы уровень знания госязыка среди выпускников был на достаточно высоком уровне для поступления в университет и устройства на работу. «Латышскому языку должно уделяться большое внимание, в частности это касается предметов, связанных с Латвией и ее историей. Они должны преподаваться на латышском», — пояснил политик.

Указав на отсутствие школ нацменьшинств как таковых, Пименов от лица ЛАШОР также заявил о необходимости создания таких учебных заведений с соблюдением всех остальных требований действующей системы образования. «Мы предлагаем создать сеть школ нацменьшинств, в которых бы доминировал родной язык учащихся. При этом соблюдались бы все стандарты нынешнего законодательства в сфере школьного образования. Мы выступаем лишь за изменение пропорции — вместо 40 на 60 в пользу латышского, она должна быть 60 на 40, или даже 30 на 70 в пользу родного языка», — заключил Пименов.

В свою очередь директор департамента образования Министерства образования и науки Латвии Эвия Папуле, также принявшая участие в дискуссии, на слова Пименова возразила данными исследований, доказавшими, по ее мнению, эффективность существующей пропорции. «Модель 60 на 40, которую мы предлагаем, доказала свою эффективность. Билингвальность — это именно та модель, которая должна быть в XXI веке. Билингвальными следует сделать не только школы нацменьшинств, но и латышские школы — в них планируется ввести обучение на каком-либо из официальных языков Евросоюза», — отметила чиновница.

Ссылаясь на результаты исследований в области качества образования в школах нацменьшинств, Папуле признала, что уровень и содержание уроков латышского языка и литературы требуют изменений. «Мы пришли к выводу, что обучение на латышском языке в школах нацменьшинств необходимо улучшить. Речь идет как о содержании уроков, так и об экзаменах», — сказала Папуле.

Отметим, что дальнейшее развитие латвийского образования будет во многом зависеть от того, кто займет пост министра образования и науки в новом правительстве. В настоящее время между коалиционными партиями идет торг за данное кресло. Премьер Латвии Лаймдота Страуюма сообщила, что на Минобрнауки претендует объединение VL-ТБ/ДННЛ, но «Единство» выступает против. «Было названо имя конкретного кандидата. Я не стану разглашать, о ком идет речь, но я не уверена, что этот человек сможет решать вопросы рационально. Поэтому Министерство образования предложено Союзу „зеленых“ и крестьян», — сообщила Страуюма.