Не так давно в ходе одной поездки довелось посмотреть на видео очередное американское киномыло — «Джек Райан: Теория хаоса» (в главных ролях — Крис Пайн, Кира Найтли, Кевин Костнер). Суть очередного голливудского весьма дешевого киноварева в двух словах в том, что рядовой аналитик ЦРУ Джек Райан приезжает в Москву, чтобы решить простую задачу: ему нужно проверить операции компании, принадлежащей российскому миллиардеру Виктору Черевину, который подозревается не только в отмывании крупных средств, что вполне «естественно» для русского бизнеса, но и замышляет нечто гораздо более худое — взорвать Америку. Когда Райан прибывает в Москву, его, «естественно», практически не сходя с трапа самолета, пытаются неоднократно убить эти «подлые русские», однако доблестный американец-инвалид крошит всех в мелкошинкованную капустку, а сам, благополучно избегая встречи с российскими службами, отбывает на Родину героем. Затратили американцы на это киноварево ни много, ни мало, а 60 млн. долларов.

В чем суть претензий к фильму: если раньше американцы хоть как-то пытались сделать интересным сюжет, взять те же фильмы с Гаррисоном Фордом («Прямая и явная угроза» 1994 г., «Игры патриотов» 1992 г.), или тем же Кевином Костнером («Нет выхода» 1987 г.), то сейчас, когда сюжета нет вообще, новые киноподелки Голливуда выглядят уж очень кондово и глупо, их смысл — американцы могут мочить, кого угодно, когда угодно и где угодно, — виден с первых минут фильма. Отсутствие сюжета не спасает даже наличие звезд уровня Кевина Костнера. И эта пропагандистская ничем не прикрытая культурно-ценностная агрессия начинает, откровенно говоря, сильно напрягать.

Поэтому когда я смотрел этот фильм и видел все его нестыковки с реальной жизнью, это все чертовски раздражало. Думалось: ага, приехали бы в Москву с таким подходом, тут такое бы вам началось, что мало бы не показалось. Однако в ночь на вторник в аэропорту «Внуково» в Москве на взлете разбился небольшой частный самолет Falcon-50, на борту которого, как ни странно или случайно, оказался глава одной из крупнейших мировых нефтяных компаний «Тоталь» Кристоф де Маржери.

То, что американцы — крупные спецы по самолетам, показали не только два малайзийских «Боинга» в этом году, но и два «Боинга» в сентябре 2001. И здесь то же самое — снова самолет, снова трагедия, снова довольно крупная фигура в мировой энергетической иерархии (не говоря о тех 27 крупных банкирах, которые «случайно» тем или иным образом самостоятельно, подчеркну, в течении последних двенадцати месяцев свели счеты с жизнью).

У кого-то есть сомнения? Лично у меня нет. Правы были авторы фильма «Джек Райан: Теория хаоса». Оказалось, что и к нам в страну тоже можно приезжать как в какой-нибудь Бантустан ("Неудержимые-1,2,3) и устраивать все, что душе будет угодно.

Я не собираюсь посыпать голову пеплом. Грохнули главу «Тоталь», конечно, на нашей территории. Но — Кристоф де Маржери — гражданин Франции. Это, прежде всего, им сигнал, чтобы не слишком кричали об отказе от долларов в нефтегазовой торговле. И этот сигнал американцев французам идет по нарастающей.

Сначала просто подложили дешевую проститутку еще одному французу, Клоду Стросс-Кану, возомнившего себя на посту главы МВФ вершителем судеб доллара, что стоило ему карьеры и должности президента Франции. Однако оказалось, что не все французы поняли адресованные им из Лэнгли сигналы. Поэтому пришлось сигнал усилить. В этот раз от услуг проституток цвета Обамы отказались и прибегли к старому и испытанному средству. Вполне допускаю, что снегоуборочная машина стояла просто рядом, и самолет взорвали именно в тот момент, когда он проносился мимо нее, идя на взлет, этим, кстати, и объясняется, что самолет лежал вверх шасси после падения.

Т.е. это французы должны реагировать. Нашим, конечно, тоже не фонтан — не смогли на своей территории уберечь одну из крупнейших фигур нефтегазового рынка, притом, дружественную фигуру. Поэтому и ищут крайнего в лице водителя. Кажется, кто бы мог подумать, что американцы решатся на такое? Просто американское кино надо смотреть. Там уже все сказано — мочить будем там, где хотим, когда хотим и кого хотим. Сигналы все давно посланы. Но опять-таки, повторюсь, стоит ли посыпать голову пеплом и делать стотысячные никому не нужные заявления?

Пусть французы думают о том, что это их господа американцы возят мордой об стол и пытаются публично и неоднократно унизить. Глядишь, начнут происходить случайности и с американскими крупными бизнесменами, и не только в Латинской Америке, но и других странах, они тоже летают на «Фальконах», и на берегах африканских рек, шанхайском «Хунцяо» или в солнечном Бразилиа тоже стоят снегоуборочные машины, которые только и ждут, когда набирающий высоту «Фалькон» заденет их своим крылом, и там тоже сидит уже довольный и в меру пьяный водитель, местный Ли Си Цын или Паоло дель Сильва.