Портфель проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) Оренбургской области содержит 12 объектов инфраструктуры, создаваемой в различных отраслях и правовых конструкциях. В качестве соинвесторов в рамках ГЧП во всех случаях выступают исключительно российские партнеры. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщила 22 октября и.о. вице-губернатора — заместителя председателя Правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон.

ГЧП-проекты в Оренбуржье — это два гемодиализных центра, объекты коммунальной инфраструктуры, акушерский корпус, онкологический центр, дворец водных видов спорта, парк и автомобильная дорога.

В соответствии с Рейтингом регионов ГЧП-старт-2014, представленном Центром развития ГЧП РФ Оренбургская область находится на 23 месте среди субъектов РФ (в 2013 году 39 место).

«Для решения инфраструктурных проблем нам дан такой инструмент, как ГЧП. Мы его быстро оценили, и Оренбуржье оказалось в числе первых российских регионов, разработавших местный закон о государственно-частном партнерстве», — отметил губернатор области Юрий Берг.

Глава финансово-экономического блока региона Наталья Левинсон считает, что в условиях дефицитов региональных бюджетов использование механизмов и форм взаимодействия бизнеса и власти на принципах государственно-частного партнерства — это единственная возможность полноценно обеспечить возрастающие потребности населения качественными и доступными общественными благами. Она напомнила, что Оренбургская область вступила на путь ГЧП в 2010 году, когда было подписано первое муниципальное концессионное соглашение в сфере ЖКХ. Сегодня в регионе действует областной закон «Об участии Оренбургской области в государственно-частном партнерстве», создан Инвестиционный Фонд Оренбургской области, помогающий решать вопросы создания инфраструктуры в проектах ГЧП, успешно действует в данном направлении ОАО «Корпорация развития Оренбургской области».

Проект «Строительство объектов коммунальной инфраструктуры в пос. им. Ленина Оренбургского района» был номинирован на премию «Лучшие инфраструктурные проекты» на «Российской неделе ГЧП». В рамках концессионного соглашения ООО «Нова» обязалось построить водозабор мощностью 1200 куб. м/сут., очистные сооружения 1500 куб. м/сут., систему распределительных сетей водоснабжения и водоотведения 48,1 км. Срок концессии составляет 15 лет. Объект, созданный в рамках соглашения, введен в эксплуатацию уже более года назад и успешно эксплуатируется концессионером.

«Несмотря на неурегулированность законодательства и некоторое непонимание сути механизма со стороны контрольно-надзорных органов, этот проект, подразумевавший новое строительство в строящемся поселке более- менее гладко движется вперед», — отметила Наталья Левинсон.

Пример передачи в концессию действующих систем коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности — моногород Ясный, где концессионеру переданы 317 единиц муниципального имущества, в том числе объекты тепло-, и энергоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и очистки стоков на 20 лет.

Основным обязательством концессионера является строительство новой котельной, а также реконструкция магистральных и внутридомовых систем теплоснабжения. С момента подписания соглашения времени прошло немного, но даже за такой короткий срок концессионеры сделали важные шаги — определены компании-разработчики проекта, решен вопрос с финансированием. «Однако хотелось бы отметить, что два приведенных примера — это скорее „единичные лучшие практики“. Повсеместное же внедрение механизмов ГЧП в сфере ЖКХ сдерживается рядом серьезных ограничений», — подчеркнула Левинсон.

Первая проблема связана с непростой ситуацией, связанной с регистрацией муниципального имущества. Огромный пласт сетей и сооружений не поставлен на учет. Это, с одной стороны, требует серьезных финансовых затрат в дефицитных бюджетах муниципалитетов, с другой стороны, процесс постановки на учет и инвентаризации в регионах займет еще не менее двух лет.

Второй системной проблемой и.о. вице-губернатора назвала «несогласованность тарифной политики с развитием отношений государственно-частного партнерства». По ее словам, тарифное регулирование сводится к методу индексации. Несмотря на внесенные в текущем году существенные поправки в 406 постановление, тариф ограничивается предельным индексом, а долгосрочная перспектива — прогнозом социально-экономического развития, который меняется не один раз в год. Доля энергоносителей в тарифах постоянно увеличивается, а доля других статей затрат снижается. Такое положение дел по факту не позволяет включать в тариф не только инвестиционные составляющие, но и необходимые текущие затраты на поддержание работоспособности оборудования.

Метод расчета тарифов по доходности инвестированного капитала применяется только в населенных пунктах с населением более 500 тыс. человек, что делает невозможным распространение проектов в муниципалитетах среднего звена, которых в Российской Федерации 90%. Все это означает, что при существующем законодательстве инвестору не гарантируется возврат инвестированного капитала.

«Но самая, пожалуй, главная проблема для всех описанных проектов — это политические риски. Неурегулированность законодательства становится поводом для однобокого трактования его проверяющими органами, дает возможность оспаривать действия публичного и частного партнеров», — считает Наталья Левинсон.

Губернатор Юрий Берг в свою очередь отметил: «Регион на практике столкнулся с тем, что ГЧП — это крайне трудоёмкий и сложный инструмент. А в условиях отсутствия в регионах практики и несвязанности российского законодательства порой хочется опустить руки и пойти по пути 44-го закона с отсрочкой платежа».

Вместе с тем, по мнению Натальи Левинсон, огромным сдвигом в реализации проектов ГЧП стали поправки в 115-ФЗ, Бюджетный и Земельный кодекс, принятые в этом году.

С точки зрения и.о. вице-губернатора, пришло время задуматься и о дальнейшем развитии и решении институциональных задач: «Отсутствие федерального закона „Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации“ и подзаконных актов к нему серьезно тормозит реализацию проектов ГЧП в регионах. Нужна законодательная возможность использовать при реализации проектов ГЧП имущество, находящееся в хозяйственном ведении у муниципальных и государственных унитарных предприятий, государственных бюджетных учреждений».

Также куратор финансового блока акцентировала внимание на том, что тариф ОМС включает возмещение только расходов, связных с организацией лечебного процесса и не включает инвестиционную составляющую. Соответственно, проекты ГЧП в сфере здравоохранения изначально не выгодны инвестору.

Еще одним минусом Наталья Левинсон назвала невозможность бюджетного финансирования проектов ГЧП неконцессионных форм. «Государственно-частное партнерство не является волшебной палочкой, от взмаха которой в миг осуществятся проекты, которые в принципе не могут быть реализованы. ГЧП-проекты — это очень большая и сложная работа. Нужна высокая степень унификации, Чтобы смело можно было реализовывать государственные и муниципальные проекты с привлечением компетенций бизнеса, нужна высокая степень унификации и универсализации», — резюмировала и.о. вице-губернатора — заместителя председателя правительства Оренбургской области по финансово-экономической политике.