Сегодня, 28 октября, Комиссия Сейма Латвии по вопросам образования обсуждает исследование «Билингвальное образование 2014». На страницах этого документа омбудсмен Юрис Янсонс настаивает на существовании ряда проблем (главным образом в русскоязычных школах) и упрекает Министерство образования в неумении их решить, сообщает портал Lsm.lv

Исследование занимает 200 страниц. Любой желающий может ознакомиться с ним на сайте Tiesibsargs.lv. Янсонс объясняет, что такое билингвальное образование, знакомит с международным опытом и приводит результаты мониторинга ситуации в Латвии в школах нацменьшинств — каковых в государстве насчитывается 98. Эти учебные заведения имеют право выбрать одну или несколько из четырех моделей, предлагаемых Министерством образования, или разработать свою. Установленная Законом об образовании языковая пропорция — 60% уроков на госязыке, 40% на родном — обязательна и в средней, и в основной школе. Так учатся не только старшеклассники, но и ученики 7, 8 и 9-го классов. Круг предметов, которые преподаются на латышском или на двух языках, определяет сама школа, как и то, с какого класса и в какой языковой пропорции она может начать обучать детей билингвально.

Чтобы прояснить ситуацию, насколько успешно работает эта система, Бюро омбудсмена устроило опрос директоров, учителей и учеников 6, 9 и 12-х классов из 49 школ. И на основе этого опроса сделало вывод, что права учеников нарушаются. «В этой системе есть элементы дискриминации. Например, заканчивая 9-й класс школьники, учащиеся на русском языке, могут сдавать экзамены на русском. Тогда другим нацменьшинствам нужно предоставить возможность сдавать экзамены на своём языке. Нужен правовой баланс», — заявил Юрис Янсонс в программе «Латвийского Радио-4» «Домская площадь».

«Учителя и ученики в большинстве случаев не знают, какую модель выбрала школа и какие предметы должны преподаваться на латышском или на двух языках. Эффективного механизма двуязычного обучения нет, как и должного контроля. Компетентность учителей под вопросом — не все они владеют госязыком на положенном уровне. А значит, страдает качество образования», — сказал Янсонс. «Это проблема главным образом школ с русским языком обучения», — уточнил он.

Ущемление права ученика, по мнению государственного омбудсмена, — это несоблюдение школами и учителями Закона об образовании и различных нормативных актов. В свою очередь, юрист и общественный деятель Елизавета Кривцова считает, что к процессу обучения нельзя подходить излишне бюрократически, ведь главное в нем, чтобы ученик понял предмет. «Это непрофессионально, это профанация педагогических исследований, когда приходит не социолог, педагог или психолог, а юрист, и спрашивает у детей, как выполняется языковая пропорция. Омбудсмен должен смотреть, как соблюдается право на получение образования. Нас волнует это, а не исполнение инструкции», — считает Кривцова.

Доктор педагогических наук Яков Плинер, создатель частной школы «Эврика», утверждает, что омбудсмен сделал неверные выводы. По мнению Плинера, исследование Янсонс затеял в личных целях, чтобы удержаться на этой должности. «По штату омбудсмену положено защищать права человека, права нацменьшинств, в том числе и права на образование. А не агитировать за облатышивание латвийской русской школы, которая существует здесь с 1799 года — то есть дольше, чем латышская школа», — заявил Яков Плинер.

По словам представителей этого ведомства, Министерство образования не воспринимает исследование омбудсмена всерьез и никаких далеко идущих выводов на его основании делать не собирается. «Система билингвального образования работает и развивается», — утверждает Директор департамента образования Эвия Папуле. В министерстве заверяют, что изменение языковой пропорции в сторону увеличения доли предметов на госязыке пока не рассматривается.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, Юрис Янсонс возглавил правозащитное бюро в марте 2011 года — что стало в первую очередь результатом усилий оппозиционной партии «Центр согласия». Его полномочия должны закончиться в марте 2016 года. В последнее время деятельность Янсонса носит отчетливый скандальный привкус — после того, как он потребовал, чтобы обучение русскоязычных детей в школах нацменьшинств было полностью переведено на латышский. Необходимость такого шага омбудсмен объясняет стремлением защитить права детей.