«Торговая война» ЕС и России уже привела к тому, что удар нанесен не только по латвийской молочной промышленности, но и по транзиту, а также туризму в Латвии, сообщает портал bb.lv. Как констатируют в Банке Латвии, если крестьянские хозяйства уже сегодня от безысходности вынуждены продавать своих коров, то транзит остановится к концу этого года, а туризм обрушится в начале следующего.

За восемь месяцев латвийский экспорт рухнул на 5%. Любопытно, что при этом экспорт товаров в Россию даже вырос — за счет алкоголя и рыбных консервов. Причины всплеска любви российских едоков в латвийским шпротам в том, что: а) они не включены в санкционный список; б) свежую рыбу, которую российские производители импортировали для производства своих шпрот, ввозить больше нельзя, поэтому спрос на латвийскую продукцию растет.

От России зависит и транспортный сектор, особенно работа железной дороги и портов. Примерно 80% грузов по железной дороге поступает из России. В первом квартале текущего года транспортный сектор развивался в связи с тем, что грузы, предназначенные для украинских портов, перенаправлялись в Латвию. Впрочем, по мнению экспертов, здесь с Банком Латвии можно поспорить, так как в украинских портах в первом квартале не было зафиксировано падения грузопотоков. Однако во втором и третьем кварталах темп роста объемов перевозок через латвийские порты и по железной дороге упал и даже «ушел в минус». Грузы либо вернулись на Украину, либо нашли другие коридоры. В итоге в Вентспилсе зафиксировано серьезное падение объемов перевалки угля и нефти. Не помогли даже антинатовская и, соответственно, пророссийская риторика мэра Вентспилса Айвара Лембргса. В центробанке Латвии призывает помнить о том, что Россия развивает собственные порты в Приморске и Усть-Луге, и ее мало волнуют проблемы Вентспилса и Риги.

Страдает и автотранспортный сектор, где сельскохозяйственные и продовольственные товары составляли более 30% перевозок. Однако из более чем 14 тысяч фур только 1200 являются рефрижераторами, которые возили в Россию скоропортящиеся продукты. Хотя специалисты отрасли и утверждают, что новые рынки сбыта удалось найти, конкуренция в Европе высока, и цены на перевозки падают. Это в свою очередь может привести к массовому банкротству среди латвийских перевозчиков, о чем уже предупреждают отраслевые эксперты.

Туризм — еще одна отрасль, где большую роль играет Россия. Россияне составляли в 2013 году почти 30% туристов в Латвии, и статистические показатели по их ночевкам в латвийских гостиницах упали впервые с 2009 года. В этом году благодаря статусу Риги как культурной столицы Европы уменьшение количества российских туристов будет не так заметно, но в последующие годы Латвия его ощутит.

Как сообщало ИА REGNUM, двумя неделями ранее министр иностранных дел Эдгар Ринкевич («Единство») заявил в Брюсселе, что Россия не заслужила смягчения санкций. «Российские вооруженные силы и наемники остаются на территории Украины, а также продолжается оказание военной поддержки сепаратистам. В результате этого Украина не может восстановить контроль над её границей с Россией. О возможном смягчении санкций можно будет говорить только в случае улучшения ситуация на востоке Украины», — подчеркнул латвийский министр.