Нацистско-олигархический режим Украины является перспективным как политическим, так и торгово-экономическим партнером для режима белорусского: Киев готов не только выступать посредником в белорусско-европейских переговорах, но и предоставлять нефтепроводы («Одесса — Броды») для транспортировки нефти на белорусские НПЗ, одновременно являясь одним из основных «потребителей» белорусских нефтепродуктов на внешнем рынке. Киев обещает расширять европейскую интеграцию Белоруссии и заявляет о желании реанимировать «Восточное партнерство» с целью создания «транспортного балтийско-черноморского коридора». Официальный Минск приветствует усилия киевского режима по возвращению Крыма, призывает уничтожать ополченцев Новороссии и выражает желание укреплять экономические связи с режимом Порошенко и его окружением, в том числе в военно-технической сфере.

На Украину приходится до 8% объема внешней торговли Белоруссии, из которых около 75% составляет экспорт нефтепродуктов (основная статья белорусского экспорта), спрос на которые не уменьшается. Почти не имеющая своей нефти Белоруссия тем не менее — самый крупный поставщик нефтепродуктов на Украину (белорусский нефтеэкспорт на этом направлении в 2-2,5 раза превышает российский: в 2012 г. импорт из Белоруссии составил 3,726 млрд долл., из России — 1,631; в первом квартале 2013 г. импорт из Белоруссии составил 584,081 млн долл., из России — 298,825 млн долл.).

Уже через полтора месяца после госпереворота в Киеве (07.04.2014) в ходе международной конференции «Нефтепереработка и экспорт нефтепродуктов из Республики Беларусь» в Минске заместитель генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) Виктор Краснянский заявил, что эта подчинённая белорусскому госконцерну «Белнефтехим» структура планирует начать мелкорозничные продажи в Польше и на Украине, где намерена работать под брендом белорусской государственной компании «Белоруснефть» (является акционером БНК и также подчинена госконцерну «Белнефтехим»). Цитата: «На 2014 год запланировано начало продаж в мелкую розницу. Наша дочерняя компания „БНК-Украина“ будет арендовать для этих целей АЗС на Украине».

Перепродажа через Украину (и не только через нее) российского энергосырья, зачастую в обход бюджета РФ, являющаяся основной статьей белорусского экспорта, позволяет белорусским чиновникам и дальше отодвигать решение накапливающихся в экономике Белоруссии проблем, не занимаясь их устранением в принципе. Благоприятные экономические условия в рамках Евразийского союза и таможенного пространства, уже приносящие населению республики реальную пользу, не способны заменить оптимизацию экономики сверху. Белорусские верхи резонно опасаются, что экономическое оздоровление запустит и давно назревший процесс политического/кадрового обновления. К тому же для взвешенных реформ у нынешней власти нет ни экономических, ни интеллектуальных ресурсов. Есть только административные рычаги, которые и так используются в экономической сфере «на пределе».

Одновременно с этим в республике завершается процесс превращения правящей верхушки в закрытую от внешнего мира касту, внутри которой происходят ротации, не меняющие количественного и качественного состава и которой неинтересны политические и экономические альтернативы реального развития Белоруссии, по объективным и субъективным причинам теснейшим образом связанные с Россией.

Белорусский режим поддерживал прозападные экономические инициативы Киева задолго до прихода к власти открытых нацистов. Например, о том, что подписание Киевом соглашения о создании зоны свободной торговли с Европейским союзом только «придаст вес» белорусско-украинским торговым отношениям, премьер-министр Белоруссии Михаил Мясникович официально заявил еще 03.10.2013. В свете российско-украинского конфликта официальный Минск опасается, что российская поддержка белорусской экономики сократится — из-за отвлечения ресурсов России в новом направлении (поддержка Крыма и особенно Новороссии).

Сегодня благодаря проблемам соседей белорусская сторона рассчитывает получить весомый экономический эффект, включающий часть российских заказов, ранее размещаемых на Украине. Глава МИД РБ Владимир Макей еще 15 апреля заявил, что санкции Запада против России помогут экономике Белоруссии, поскольку открывают новые ниши для белорусских товаров на российском рынке. Цитата: «Что касается санкций против России, то их вводят американские компании-партнеры. Я думаю, что это, наоборот, для нас может открыть какие-то новые дополнительные ниши для продвижения нашей продукции в Россию, которая является главным торгово-экономическим партнером Белоруссии».

В Белоруссии существует дающий особые полномочия государству институт специмпортеров морепродуктов, табачной и алкогольной продукции, которого нет в России и Казахстане. Подписав в мае документы об образовании Евразийского союза и уже находясь в Таможенном союзе, то есть заявив приверженность идеям свободного движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг, руководство Белоруссии в то же время заявило… о предоставлении госпредприятиям права специмпортеров товаров своих зарубежных конкурентов!

Институт специмпортёра, ограничивающий внешнеторговую деятельность субъектов хозяйствования Белоруссии, прямо противоречит принципам интеграционных объединений на Востоке, членом которых является республика (Союзное государство, ЕЭП, Таможенный и Евразийский союз). Не только заявленные намерения, но и достигнутые договорённости исключают решения такого типа, применение таких ограничений, неприемлема даже сама постановка вопроса. Тем не менее министерство промышленности Белоруссии сообщило (21.06.2014) о нецелесообразности введения специмпортеров… после чего появилась информация, что Белоруссия может ввести ограничения на импорт бытовой техники и электроники из России — посредством закрепления за государством исключительных прав на импорт и введения его лицензирования! Это создало угрозу рынку объемом 600 млн долларов.

Ситуация была кое-как выправлена, в т.ч. потому, что Российская ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) направила письма президенту РБ А. Лукашенко и председателю коллегии Евразийской экономической комиссии В. Христенко, указав, что ограничения ударят по Евразийскому экономическому союзу. Цитата: «Подобные решения могут затормозить запущенные процессы интеграции и привести к утрате доверия со стороны производителей продукции к ЕЭК».

23 июня на заседании Совета Евразийской экономической комиссии в Сочи Белоруссия не поддержала Россию в вопросе совместного введения импортных пошлин в отношении украинских товаров. Согласно заявлению члена Совета ЕЭК от РБ Сергея Румаса, белорусская сторона выступила резко против такого решения, мотивируя это тем, что соглашение об ассоциации Украина еще не подписала. Цитата: «Мы не можем оценить, какие угрозы это несет для экономики стран Таможенного союза. Анализ последствий не рассматривался и в Коллегии Евразийской экономической комиссии. Таким образом, необходимости в срочном принятии решения нет». А 26 июня пресс-секретарь МИД РБ Дмитрий Мирончик на брифинге в Минске заявил, что Украина — один из важнейших торгово-экономических партнеров Белоруссии, а подписание экономической части соглашения об ассоциации с ЕС — ее суверенное право. Цитата: «Это суверенное дело суверенной страны».

Сегодня ЕС идет навстречу устремлениям белорусских властей: вводя санкции против России, одновременно снимает их с Белоруссии. Благодаря украинскому кризису официальный Минск рассчитывает получить весомый экономический эффект, включающий часть российских заказов, ранее размещаемых на Украине. Белорусские власти негативно воспринимают российскую поддержку Крыма и Новороссии, опасаясь, что из-за этого сократится дотирование белорусской экономики. Минск исходит из того, что на сегодняшний день у России меньше возможностей оказывать давление на западном направлении, чем у Евросоюза на восточном.

Прекрасно осознавая это, делегация официального Минска приняла участие в заседании 1-й тематической платформы программы Евросоюза «Восточное партнёрство» («Демократия, эффективное госуправление и стабильность»). В тот же день министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей заявил, что официальный Минск не испытывает эйфории по поводу подписания с Москвой договора о создании Евразийского союза. Цитата: «Эйфории по этому поводу мы не испытываем, потому что договор в той форме и в том виде, в каком он сейчас был подписан, не соответствует тому договору, который был продекларирован всеми сторонами ранее».

Белорусские власти официально заявляют о недовольстве подписанием договора о Евразийском экономическом союзе, который рассматривают как очередной интеграционный проект на постсоветском пространстве, дающий возможность:

— объективно действуя против российской политики на постсоветском пространстве, по-прежнему пользоваться всеми экономическими бонусами формального союзника России;

— способствовать легитимации и сохранению в том или ином «рейтинговом» статусе нынешнего белорусского президента;

— найти безопасное (для режима) и оплачиваемое западными деньгами занятие для т.н. оппозиции, и без того борющейся не столько с режимом, сколько с декларируемой им на словах «пророссийскостью»;

— дистанцироваться от ЕС ровно настолько, чтобы Запад не угрожал личной власти белорусского президента и не ставил условий, одновременно сводя Евразийскую интеграцию к «созданию равных условий хозяйствования», проще говоря — к дальнейшему дотированию Россией белорусской экономики;

— эксплуатировать и дальше модель политического баланса, использовавшуюся в годы «холодной войны» Югославией Тито и Румынией Чаушеску.

4 сентября президент РБ Александр Лукашенко подписал указ №433, которым устанавливается приграничная территория в пределах административно-территориальных единиц, примыкающих к госгранице Белоруссии с Россией. Комментаторы считают, что речь может идти о первом шаге по организации контроля границы с белорусской стороны, т.е. восстановлении границы с Россией. Цитата: «Пресс-секретарь Государственного пограничного комитета Александр Тищенко, комментируя журналистам новый указ президента, заявил, что введение приграничной территории на рубеже с Россией не несет никаких правовых последствий для белорусов. Новый указ, по его словам, нужен для того, чтобы усовершенствовать правовые условия работы пограничников. Однако это вызвало недоумение у людей, часто пересекающих границу, ведь с белорусской стороны на пунктах пропуска пограничников никогда не было».

О позиции официального Минска по Новороссии красноречиво свидетельствует информация о белорусских поставках солярки для украинских танков и грузовиков для карательных батальонов, призывы первого лица бороться за отторжение Крыма от России и то, что запрещенная продукция из ЕС продолжает попадать в Россию через РБ. Контрабандой, согласно сообщению ряда масс-медиа, ссылающихся на Россельхознадзор, занимаются госструктуры Белоруссии. По их информации, в незаконных поставках задействована Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений РБ. Цитата: «Как нарушение правил транзита, так и повторное использование фитосанитарного сертификата, являются грубейшими нарушениями международного законодательства, законодательства Таможенного союза, России и Белоруссии в области карантина растений. Груз задержан, ведется расследование в отношении участников схемы незаконного ввоза растительной продукции в Россию».

В настоящее время А. Лукашенко, готовящийся к перевыборам себя президентом в 2015 году, пытается наладить отношения с Западом по кальке, отработанной во время конфликта 2008 года на территории бывшей Грузинской ССР (в преддверии тогдашних президентских перевыборов в РБ 2010 года): выпускает т.н. политзаключенных (тогда — А. Козулин, нынче — А. Беляцкий) и поддерживает режим Порошенко, как в свое время режим Саакашвили. В этом раскладе отношения с Россией — один из аргументов для торга с Западом, а Новороссия — просто территория, где (дословная цитата из заявления А. Лукашенко на «инаугурации» П. Порошенко): «боевиков, которые воюют против украинцев, надо уничтожать».