Наблюдая украинскую трагедию, правящие элиты соседних государств невольно задаются вопросом о географии деструктивных тенденций. Удастся ли остановить противостояние националистов и «пророссийских сепаратистов» в границах Украины или оно выйдет за её пределы? Ведь украинский национализм подпитывается из тех же источников, что и любой другой на территории постсоветского пространства. В свою очередь идеология нынешнего украинского «сепаратизма» довольно размыта, а состав повстанческих масс интернационален — в значительной мере он состоит из людей пришлых, выходцев со всей Евразии.

Президенты республик, появившихся на руинах советской империи, разумеется, успокаивают себя и свое окружение тем доводом, что происходящее на Украине — явление уникальное, так сказать, следствие ошибок собственно украинской власти. Но беспристрастный анализ событий не оставляет сомнений, что процесс имеет широкую геополитическую основу, и сокрушающий маховик только набирает обороты, угрожая охватом всей Евразии. Если распадается Украина, обладающая самым существенным (после России) потенциалом среди евразийских республик, то едва ли и остальным удастся сохранить суверенный статус. Наиболее же вероятным государством, также расположенным к смуте, видится Белоруссия, т.к. по причине схожего геополитического положения оба государства прошли одинаковые этапы постсоветского становления и, как следствие, пришли к единому итогу.

О силах, инициирующих противостояние на Украине, сказано достаточно много. Отмечу лишь то, что Россия абсолютно не заинтересована в аннексии Украины столь радикальными методами; ее участие вынужденное и скорее носит оборонительный характер. Гражданская война, нарушение экономических связей — все это, в конце концов, ляжет ярмом на российский бюджет и станет головной болью Москвы. В то время как Кремль сегодня располагает цивилизованными методами решения вопросов геополитического характера, к примеру, в рамках стратегического проекта «Евразийский экономический союз». Итак, почему все-таки Белоруссия расположена пойти по стопам Украины?

В век глобализации центростремительные процессы наращиваются и ускоряются. Создавать в этих условиях новое государство, рассчитывая на его независимость, в принципе бесперспективно. Тем более, если субъект исторически не имеет прав на суверенитет. Белорусская республика как раз из этой категории и потому за два десятка лет Минск так и не смог получить признание на международной арене. По сути, легитимность белорусского государства всегда зависела от Москвы, как в политическом, так и в экономическом аспектах. А значит, будущее данного субъекта под юрисдикцией Российской державы неизбежно, и суверенный статус Белоруссии, как всякого незначительного политического образования, априори следует считать явлением временным.

Между тем, не обладающая способностью к прогнозированию белорусская правящая элита пытается игнорировать реальность, разыгрывая то прозападную, то пророссийскую карту — по ситуации. О союзных обязательствах перед покровительствующей Россией в Минске вспоминают в двух случаях — в канун выборов и по мере надобности очередного кредита. В остальное время отношение белорусских властей к российским коллегам не отличается лояльностью. За ширмой союзной демагогии отчетливо просматривается страх белорусского руководства перед великодержавным доминированием. Отсюда и регулярные реверансы в сторону недругов Москвы, выраженные, в частности, в кулуарных диалогах и встречах с представителями нынешней киевской власти, критике сепаратистских тенденций на Украине, наставлениях считать диверсантом всякого, кто поднимает «русский вопрос». Показательно также, что Белоруссия не присоединилась к продовольственным санкциям России в отношении стран Запада. В этом же ключе памятно уклонение Минска от признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии, хотя Кремль, безусловно, искал поддержки в этом вопросе со стороны партнера по Союзному государству.

Такое политическое поведение не сулит белорусам ничего хорошего. Ведь времена «сидения на двух стульях» канули в Лету. В вопросах геополитической приверженности Москва не допускает двусмысленности, требуя от субъектов, входящих в зону ее влияния, абсолютной определенности. Причем подкрепленной практической демонстрацией союзных намерений, если о таковых заявлено. В то время как ущербная дипломатия белорусского руководства разбазаривает жизненно важный патернализм России, тем самым открывая страну западной экспансии.

Ратификация Белоруссией договора о создании Евразийского экономического союза, казалось бы, дает надежду на реабилитацию Минска. Однако, из опыта «союзных» отношений известно — активно присоединяясь к интеграционным инициативам Москвы на стадии их проектирования, Минск откровенно саботирует практическую составляющую замыслов. Печальная участь Союзного государства России и Белоруссии, закисшего в бесконечных совещаниях, в этом плане весьма поучительна.

Еще одним признаком надвигающегося краха белорусской республики является экономический кризис, в котором страна основательно увязла. Как известно, ничто не озлобляет население больше, чем личное материальное неблагополучие. Реальность же такова, что цены на товары и услуги в Белоруссии растут беспрерывно последние 25 лет (причем, с галопирующим ускорением). Трудоспособные граждане массово выезжают на заработки в Россию. Менее решительные концентрируются в столице, где за годы «суверенитета» не возведено ни одного нового производства республиканского значения. О рентабельности старых говорить не приходится. Государственный сектор экономики функционирует только за счет регулярных и необоснованных дотаций из бюджета (в значительной мере наполняемого за счет внешних заимствований). Такая политика пагубно влияет на конкурентоспособность белорусской продукции, которая сбывается, опять же, на российском рынке (по разным категориям товара от 40 до 90%).

Экономическая несостоятельность белорусского государства настолько очевидна, что власти перестали озвучивать даже теоретические сроки выхода из кризиса. Беря во внимание описанное положение вещей можно смело допустить наличие в Белоруссии «критической массы» недовольных. Причем здесь речь идет только о сознательных гражданах, которые, как правило, не ходят на протестные акции пока их не доведут до крайней черты. Понятно, что готовность деклассированных элементов к участию во всякого рода антигосударственных мероприятиях высока при любых обстоятельствах.

Таким образом, предпосылки для повторения украинского сценария в Белоруссии вполне созрели, и катализатором к его воплощению выступает, как это ни парадоксально, сама власть. Надеяться на внезапное «прозрение» тех, кто на протяжении двух десятков лет оставался слеп, вряд ли стоит. А значит, бороться с надвигающейся дестабилизацией предстоит другим — реформаторам, которых деградирующая власть уже с трудом сдерживает на задворках, опасаясь их пассионарных устремлений и скрывая свою управленческую немощь.

Глеб Волков (Белоруссия), специально для ИА REGNUM