На Ростовской АЭС 14 ноября начался физический пуск третьего энергоблока. Специалисты эксплуатационных служб успешно загрузили в реактор третьего энергоблока первые тепловыделяющие сборки (ТВС). Решение о готовности энергоблока №3 Ростовской АЭС к программе физпуска было принято по итогам целевой инспекции Ростехнадзора, в ходе которой была проверена готовность технологических систем и оборудования объекта, персонала третьего энергоблока, эксплуатационной документации к проведению этой операции. Третий энергоблок сдается раньше намеченного срока благодаря высокой готовности объекта. Повысить эффективность управления строительством помогли применяемые Объединенной компанией «НИАЭП-АСЭ» технологии.

«Всё моделирование строительно-монтажных работ на третьем блоке Ростовской АЭС было выполнено полностью в цифровой модели, сделанной с высоким качеством, — заявил начальник лаборатории маркетинговой поддержки Multi-D АО „НИАЭП“ — ЗАО АСЭ Алексей Сачик. — Весь монтаж технологического оборудования, строительные работы на самой площадке моделировались виртуально в соответствующих программных инструментах. Кроме того, по результатам моделирования оптимизировались графики сооружения, после чего выпускалось недельно-суточное задание для строительных субподрядных организаций, которое выдавалось через средства полевого инжиниринга, установленные на площадке. То есть, монтажники имели доступ к информационным системам управления сооружением в части разделов, которые были им доступны, и могли получать недельно-суточное задание буквально сразу из трёхмерной модели. Также использовалась виртуальная комната, в которой работы моделировались непосредственно самими монтажниками. В этой комнате собирались субподрядчики, и в виртуальной реальности проводили все монтажные операции, надевая специальные очки и наблюдая весь процесс сооружения».

«Можно упомянуть такой очень полезный инструмент, как „цепочка помощи“, — отметил он. — При её задействовании любая проблема любого уровня может быть зарегистрирована техническими специалистами как на строительной площадке, так и в управленческом аппарате, и эта проблема должна быть решена в определённый срок в зависимости от её уровня. То есть любой человек с помощью почты и телефона может зарегистрировать проблему, её проверяют и дальше запускают по циклу решение по „цепочке помощи“. Также использовалась сферическая панорама: с помощью специального оборудования с определённой периодичностью выполнялась сферическая съёмка участка сооружения и сравнивалась с трёхмерной моделью. То есть, грубо говоря, в одном окне слева — съёмка, а справа — трёхмерная модель того же участка, и руководитель проекта мог выбрать необходимый ему вид, так как съёмка велась с нескольких точек, и сразу же сравнить увиденное с 3D-моделью».

«Следует отметить, что в основу технологии Multi-D заложена методология оптимизации строительно-монтажных работ на основе трёхмерной модели, — заявил он. — Суть в том, что трёхмерная модель собирается полностью со всеми ресурсами, в том числе такими, как время (четвёртое измерение), материальные и нематериальные ресурсы (ещё несколько измерений), стоимость и др. И с учётом всех этих параметров осуществляется моделирование. Например, если есть риск срыва поставки какого-то оборудования, в мастер-график могут быть внесены какие-то изменения. И в случае возникновения риска есть возможность перемоделировать процесс сооружения, сохранив при этом сроки. Этот инструмент не раз хорошо себя зарекомендовал при строительстве третьего блока Ростовской АЭС, и сейчас повсеместно внедряется во всех проектах, в которых задействован НИАЭП».