Арабо-израильские столкновения у Храмовой горы провоцируют новую волну насилия. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху пытается удержать страну от войны, заявляя о том, что еврейское государство не будет менять статус-кво на Храмовой горе. Для главы Палестины М. Аббаса ситуация представляется в ином свете. Аббас назвал действия израильских властей, усиливших меры безопасности на Храмовой горе, объявлением войны. После теракта 18 ноября, когда двое жителей Иерусалима ворвались в синагогу в районе Хар-Ноф и убили четырех человек, ультраправые группы в Тель-Авиве требуют от власти решительных ответных действий. И они последуют. Совершено ритуальное убийство, у которого одна цель — вызвать широкий резонанс в обществе, позволяющий втянуть израильтян в очередную войну с арабами. Накануне пятничной молитвы мусульман 21 ноября в мечети Аль-Акса еврейское государство понижает накал страстей, отменив все возрастные ограничения для посетителей. Примечательно, что теракт произошел именно на следующий день после окончания встречи G20 в Брисбене. Организаторы претендовали на «эксклюзив», ожидая, пока лидеры разъедутся по домам, чтобы переключить внимание мировой прессы на Ближний Восток.

17 ноября, за день до резни в Иерусалиме, происходит знаковое событие: Китай подписывает с Австралией договор о свободной торговле сроком на 10 лет. Пекин играет на опережение, вовлекая Канберру в свои торговые сети, тем самым превращая в прах многолетние усилия Вашингтона по созданию собственной зоны свободной торговли в Азии. Единственное, чего Б. Обама, Т. Эббот и С. Абэ сумели достичь, — совместное заявление трех стран, согласно которому стороны обязались «совместно работать над решением таких вопросов, как ослабление террористической группировки „Исламское государство“, борьба с лихорадкой Эбола в Западной Африке и действия Москвы в отношении восточной Украины». Ставки в этой игре запредельные: Австралия — не только влиятельная сырьевая экономика и самодостаточный континент, это гиря, способная изменить баланс сил на Тихом океане. Отныне Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП), продвигаемое США и Японией, находится под большим вопросом. Создание зоны свободной торговли для сдерживания крупного китайского капитала — вопрос стратегического лидерства в регионе, население которого будет определять большую часть платежеспособного спроса планеты после 2020 г. Канберра не смогла устоять: торговые контакты с Пекином, объем которых достиг в 2013 г. 130 млрд долл., оказались важнее политических заявлений.

Саммит «Большой двадцатки» в Брисбене обнажил фундаментальные противоречия между БРИКС и Северной Атлантикой, между Западом и Востоком. Главный приз этой борьбы — мусульманский мир с его нефтью, газом и транспортными артериями, которые на западе достигают Атлантики, а на востоке — Тихого океана. От баланса сил в этом макрорегионе или его отсутствия зависит будущее как Запада, так и Востока. Под названиями двух частей света автор этих строк понимает не географическое расположение, а политическую принадлежность. Так, Япония — Запад, а Россия — Восток. Изобретатели колеса шумеры, некогда правившие Месопотамией, и представить себе не могли, что спустя тысячи лет держава, владеющая этими землями, будет вращать уже колесо истории. Однако и золотой век Америки оказался недолговечным. Экономика, рухнувшая в 2008 г. под тяжестью валютных спекуляций, поставила под сомнение преобладание Запада над остальным миром. Реформа МВФ, блокируемая Конгрессом США с 2010 г., — символ грядущих изменений. Несмотря на то, что новая система международных отношений еще окончательно не сформирована, на «Большой двадцатке» уже заявили о себе два блока, претендующие на планетарную власть. С одной стороны, это страны БРИКС, а с другой — НАФТА, Евросоюз и Япония. Единственное, что их объединяет, — тревоги о постамериканском устройстве мира.

Наблюдая за российско-китайским сближением, журнал Foreign Affairs призывает Вашингтон сдержать натиск Москвы и Пекина, избежав при этом прямого военного конфликта с двумя столицами. Америка строит антикитайскую коалицию в Азии и антироссийскую ось в Европе. В Северной Атлантике — это НАФТА и Трансатлантическая зона свободной торговли с Евросоюзом, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — проект Транс-Тихоокеанского партнерства при поддержке Японии. В центре этих инициатив расположен мусульманский мир, нефтяное «сердце» планеты, биение которого слышится на берегах Атлантики и Тихого океана. Единственный конфликт, способный «затянуть удавку» на Евразии, — широкомасштабная война между израильтянами и арабами. Это финальная часть драмы — программа-максимум. А пока противостояние между шиитами и суннитами нарастает. Боевики «Исламского государства» только своим существованием выдают США «мандат» на насилие. ИГ — единственный шанс для Вашингтона хоть как-то сохранить военное присутствие в регионе.

Иран и Саудовская Аравия схлестнулись в смертельной схватке. Под обломками этого противостояния похоронены Ирак, Сирия, Йемен и Ливия. От исхода борьбы зависит судьба Турции, Ирана и Саудовской Аравии. Одно государство из этой тройки уже в 2015 г. будет погружено в хаос. И начало этому процессу положено в США, которые увеличили добычу сланцевых углеводородов. Союзная Япония делает необходимые приготовления. Корпорация Toyota уже c 15 декабря начинает серийное производство автомобиля с водородным двигателем на своей национальной территории. Название модели в переводе с японского значит «Будущее». В Америке и Европе продажи начнутся уже летом 2015 г. Можно обойти этот факт стороной, считая все совпадением. Однако в Большой нефтяной политике не бывает случайностей. Япония стимулирует новый тренд, с которым странам ОПЕК будет намного сложнее бороться: увеличение предложения уже не поможет. В свою очередь, шииты уже контролируют столицу Йемена и Баб-эль-Мандебский пролив, связывающий Красное и Средиземное моря с Аденским заливом Аравийского моря.

Саудовцы пребывают в замешательстве. Al Arabiya сообщает, что король Абдулла собрал 16 ноября лидеров стран Персидского залива на срочное совещание. Эр-Рияд выстраивает суннитскую коалицию, приглашая к сотрудничеству главу Египта А. ас-Сиси. Каир поддержал дополнительное соглашение о нормализации отношений, подписанное странами Персидского залива с Катаром в Эр-Рияде, призвав духовных лидеров, теологов арабских стран и руководство СМИ занять конструктивную позицию относительно инициативы, продвигаемой Саудовской Аравией. Президент Египта даже готов забыть обиды на Катар, если последний прекратит поддержку «Братьев-мусульман», главарей которых продолжают арестовывать в Каире за террористическую деятельность. В регионе намечается саудовско-египетский альянс, который намерен сбалансировать Иран. Эр-Рияд нуждается в живой силе.

Провокации продолжаются. Как заявляет Al Arabiya, 21 ноября полиция Израиля задерживает четырех палестинцев, совершивших покушение на министра иностранных дел А. Либермана. Ближний Восток ожидает очередное политическое землетрясение, которое неизбежно распространит свои волны на Северную Атлантику и Азиатско-Тихоокеанский регион.