«Идёт подготовка к сдаче единого государственного экзамена в 2015 году, и мы собрались обсудить с руководителями пунктов проведения ЕГЭ, директорами школ, представителями муниципальных образований принципиальные изменения, которые вводятся для выпускников», — пояснил, отвечая перед большим городским совещанием на вопрос корреспондента ИА REGNUM о цели визита в Санкт-Петербург, глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов.

«Надо сверить позиции, для нас это очень важно. Организаторам ЕГЭ и педагогам уместно получить исчерпывающие ответы на вопросы организационные, технические, специфические», — добавила председатель комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева.

По мнению Сергея Кравцова, в Санкт-Петербурге открыто и с пониманием относятся к нововведениям, которые позволяют более объективно оценивать знания учеников.

ИА REGNUM: Расскажите, пожалуйста, коротко об изменениях

Сергей Кравцов: В этом году произошли определенные изменения, которые мы уже неоднократно озвучивали: это, прежде всего, введение устной части по иностранным языкам, базового и профильного уровня по русскому языку и математике, отказ от части «А» в русском языке, допускающей «угадалку». Вчера была «горячая линия», онлайн-консультация, которую я проводил по всей России. В принципе, особых вопросов нет, тем не менее, мой приезд связан с разъяснением тех особенностей, которые будут характерны для выпускников 2015 года. Заодно мы подводим итоги прошлого года.

ИА REGNUM: Что сохранится, а что будет новым?

Сергей Кравцов: Хочу отметить: те меры, которые обеспечили объективность ЕГЭ в прошлом году, сохраняются. В частности, будет действовать система видеонаблюдения, работать общественные наблюдатели — в том числе, федеральные, будут разработаны контрольные измерительные материалы по часовым поясам. Ещё раз уточню: что касается изменений 2015 года, то они касаются трех предметов. Русского языка (не будет так называемой «угадайки») — такой подход уже зарекомендовал себя в ЕГЭ по математике и литературе. Второе изменение — разделение математики на базовый и профильный уровень (базовый сдают те, кому не придется для поступления сдавать математику). И, наконец, третье изменение: мы вводим устную часть по иностранному языку. И, конечно же, мы обсудим подготовку к сочинению, которое дети будут писать 3 декабря.

20 ноября выпускники во всех регионах страны, в том числе, и в Санкт-Петербурге, писали пробное сочинение — участвовало около 350 тысяч школьников.

ИА REGNUM: Известно, что регионы участвовали в «корректировке» ЕГЭ, Санкт-Петербург тоже вносил свои предложения. Учтены ли они, прислушались к ним в Рособрнадзору?

Жанна Воробьева: Выстроена такая система, при которой нас слышат, и это важно. Во время подготовки любых нормативных документов наши экспертные советы в городе очень активны. Только в закон об образовании мы направили более 800 поправок, и они все, в той или иной форме, были приняты. С Рособрнадзором у нас деловые, открытые отношения. Мы можем задавать любые вопросы в режиме онлайн. В 2014 году мы поддержали те предложения, которые были предложены по изменению в ЕГЭ, и в Санкт-Петербурге они все были корректно реализованы. Не было проблем и сейчас, во время пробного сочинения.

ИА REGNUM: Готов ли Санкт-Петербург к изменениям?

Жанна Воробьева: Те изменения, которые будут происходить в 2015 году — итоговую аттестацию в формате ЕГЭ мы поддерживаем. Потому что многие годы речь шла о том, что не всем ребятам нужны углубленные знания математики и физики, а кому-то они, наоборот, необходимы. Петербург давно перешёл на профильное образование, и сейчас мы получили подтверждение тому, что так и должно быть.

ИА REGNUM: Наверняка в Петербурге горячую поддержку находит возвращение сочинений

Жанна Воробьева: Сочинение — отличная мотивация для детей вернуться к прочтению первоисточника. Не так, как это бывает, когда в 30-ти страницах укладывается сокращенный текст «Войны и мира» Толстого.

ИА REGNUM: Хочется верить, что петербургские дети сохранят привычку к чтению.

Жанна Воробьева: Санкт-Петербург — особый город. Архитектура, музеи, театры, атмосфера исторического центра дают почву для того, чтобы задуматься о пользе чтения и легкости общения на иностранном языке. Так называемое «говорение», которое вводится как часть экзамена, обоснованно. Как учитель английского языка, я это подтверждаю и приветствую.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете уровень образования в Санкт-Петербурге?

Сергей Кравцов: Система образования в Петербурге динамично развивается, причем происходящие здесь процессы интересны и другим регионам. Работают интересные, знаменитые школы. Ведется системная работа по коррекционной педагогике с детьми со специальными потребностями. Как показывают результаты экзаменов, сдача ЕГЭ в 2014 году была организована на высоком уровне. Мы активно изучаем опыт региона. Считаю, что взаимодействие с петербургским комитетом по образованию важно и дает правильные решения.

ИА REGNUM: Если говорить об оценке качества образования, какие шаги ещё необходимы — надо ли ещё что-то «поправить в филармонии»?

Сергей Кравцов: Мы не можем довольствоваться тем, что имеем, стараемся найти лучшие пути, наиболее адекватно ответить на вызовы, существующие в образовании. Допустим, к детям-мигрантам нужен особый подход, программы адаптации. Надо, чтобы каждый школьник, независимо от того, где он живет — в Петербурге, Ленинградской области, на Камчатке, получал качественное образование. Надо, чтобы верно оценены были его знания.

ИА REGNUM: Видимо, трудно к требованиям российской школы адаптировать детей, прибывших с Украины.

Сергей Кравцов: Ищем и находим пути для того чтобы дети, прибывшие в Россию с Украины, успешно обучались в российских школах и высших учебных заведениях. Есть специальные нормативы, определенные требования, и у нас никаких проблем с устройством детей в образовательные учреждения нет. Конечно, требуется дополнительная помощь детям по программам, которые не совпадают. В частности, по гуманитарным предметам, особенно по истории. По точным предметам программы примерно схожи. Разработаны соответствующие адаптационные программы, которые позволяют школьникам максимально войти в систему образования России.

Беседовала Евгения Дылева