Акции французского атомного гиганта Areva упали на 23% после того, как концерн ухудшил свои финансовые прогнозы на следующие два года. Причины — значительное отставание от графика сооружения атомных энергоблоков во Франции и за рубежом и «неблагоприятные рыночные условия», сообщили в компании.

«С одной стороны, все мы понимаем, что всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. С другой стороны, заказы „Аревы“ сокращаются по объективным причинам, — считает заведующий сектором экономического департамента фонда „Институт энергетики и финансов“ Сергей Кондратьев. — В глобальном масштабе мы видим, что на них сказалась неблагоприятная тенденция в атомной отрасли после Фукусимы. Несколько замедляются заказы в Китае, но при этом растут другие рынки, например Ближний Восток, где Росатом расширил в очередной раз свой портфель заказом от Ирана. Индия, кстати, тоже продолжает сохранять очень благоприятный прогноз по развитию атомной промышленности. Но на традиционном рынке для „Аревы“, то есть в странах ЕС, ситуация складывается достаточно сложная. Есть проблема с сооружением энергоблоков нового поколения, которые предлагались для сооружения на площадке „Фламанвилль“ во Франции и, что важнее, в Финляндии „Олкилуото-3“. Происходили очень серьезные задержки, и перерасход средств достигает уже десятков процентов от первоначальной сметы. Часть этого перерасхода будет, вероятно, предъявлена компаниями-заказчиками в адрес „Аревы“, потому что вина в срыве сроков лежит не только на заказчиках, но и на компании-подрядчике».

«Такая ситуация не могла не сказаться на прогнозах, которые обнародовала Areva. Ведь многие заказчики, включая потенциальных, видят, что обязательства не выполняются в срок, в итоге происходит удорожание стоимости проекта, — пояснил эксперт. — Поэтому они не склонны рассматривать „Ареву“ в качестве приоритетного варианта при строительстве АЭС. Сейчас этой французской компании приходится нелегко, но началось это довольно давно — где-то в 2010-2011 годах. На компании отразилась не только неблагоприятная на тот момент общемировая конъюнктура, сказалось и положение в самой компании — предыдущего ее директора („железную Энн“ Ловержон) неоднократно критиковали за то, что новых амбициозных проектов много, а старые обязательства, которые компания уже взяла на себя, выполняются плохо. А ведь изначально у „Аревы“ были очень сильные позиции — она была, да и сейчас остается одним из лидеров рынка. Однако по флагманским ее проектам происходят серьезные задержки. Это серьезно и негативно влияет и на текущее финансовое положение, и на перспективы компании».

«Напомню, что „Арева“ имела лучшие стартовые позиции, чем Росатом, у которого со сроками сдачи объектов все хорошо, и бывают даже опережения, да и портфель заказов растет регулярно. Французская компания всегда могла рассчитывать на дешевое финансирование, что в случае с капиталоемкой атомной отраслью очень важно. У „Аревы“ был и есть серьезный кадровый потенциал. Но я думаю, что одной из проблем этой компании стал рост антиатомных настроений в Европе после аварии в Японии, — предположил Кондратьев. — Активизировались и сторонники зеленой энергетики, что повлекло закрытие многих АЭС в Германии и Швейцарии. Кроме того, серьезной причиной стал и тот факт, что „Арева“ не могла в полной мере управляться со своими обязательствами. И даже такие рынки, которые были настроены проактивно в отношении атомной энергетики, теперь уже не так позитивны в отношении французского концерна. Например, Финляндия, где уже должна идти речь о сооружении 4-го блока АЭС „Олкилуото“, не склонна рассматривать французскую компанию в качестве потенциального кандидата на это строительство. Финны видят, какие задержки были и сколько проблем из-за этого возникло. Парламент пытается сейчас заставить местную генерирующую компанию TVO получить заново разрешение на строительство 4-го энергоблока, которое уже было получено в 2010 году и действует до 2015 года, так как в эти сроки строительство, уже очевидно, не начнется, поскольку 3-й энергоблок так до сих пор и не закончен. Это значит, что, вполне возможно, TVO заново придется проходить все эти процедуры, как бы активно компания этому ни сопротивлялась. Стоить это будет дополнительные сотни миллионов долларов, которые уже один раз на такие цели были потрачены. И потеряют финны эти деньги не по своей вине, а из-за задержек со стороны французов. Мне кажется, в сложившейся ситуации с „Аревой“ субъективный фактор имеет очень большое значение. И хотя рынок, на который ссылаются французы в объяснении своих сложностей, сейчас действительно выглядит не очень хорошо, но используя политические рычаги от правительства, „Арева“ могла бы продвинуться на очень многих рынках, где французское влияние было сильно. Однако удается ей это гораздо меньше, чем российскому Росатому или даже американскому „Вестингаузу“. И негативный прогноз на два года — это нормально, так как в атомной отрасли большие сроки. Французы уже сейчас понимают, что они не получили достаточное количество заказов в предыдущее время, а значит, в ближайшие два года прогноз в финансовом плане будет для них неблагоприятным».