Проекты российских атомщиков как внутри РФ, так и за рубежом обеспечены ураном минимум на 100 лет вперед. Об этом сообщили в госкорпорации «Росатом» в ответ за заявление официальных лиц Австралии о прекращении поставок урана в Россию. По информации Росатома, Россия не импортирует австралийский уран с 2012 г., когда была осуществлена первая и единственная поставка, объема которой не хватило бы даже на загрузку трети активной зоны одного реактора на АЭС.

«Действительно, заявление австралийской стороны выглядит более чем странным, — отметил ведущий эксперт УК „Финам Менеджмент“ Дмитрий Баранов. — Если не брать в расчёт возможные ошибки при переводе, то возможных объяснений такого заявления может быть несколько. Во-первых, это, своего рода „заявление будущего“, то есть, если Россия, когда-нибудь, захочет приобрести уран у Австралии, то ей в этом будет отказано. То есть и не пытайтесь к нам обращаться, как говорится. Во-вторых, это, ни к чему не обязывающее заявление, могло быть сделано в расчёте на внешний эффект, на привлечение внимания лидеров государств-союзников Австралии, прибывших на саммит G-20. В-третьих, не исключено, что речь могла идти о международных проектах Росатома. Если для какого-то из проектов строительства АЭС по российскому проекту в одной из стран, Росатом или страна где будет строиться АЭС, захотят использовать австралийский уран, то им будет отказано. Возможно, есть и ещё, уже совсем экзотические объяснения данного заявления, но вряд ли стоит их рассматривать. Например, это заявление могло быть сделано намеренно для оказания влияния на мировой рынок урана и попытку увеличить долю Австралии на нём. Логика могла быть следующей. Мол, „мы не поставляем уран русским, и можем поставить его вам по очень привлекательной цене. Обращайтесь, дорогие покупатели“! Однако зелёному континенту вряд ли стоит ожидать очереди из покупателей, так как уран это не картошка и не бананы, которые пришёл в любой момент и купил».

«Суммируя, можно сказать, что это заявление никак не повлияет на работу Росатома, как внутри страны, так и за её пределами, — считает Баранов. — Это заявление не несёт угроз безопасной работы наших АЭС, все контрактные обязательства Росатома по поставкам топлива на строящиеся иностранные АЭС будут выполнены в полном объёме и в установленные сроки. Российская, да и мировая атомная энергетика продолжат развиваться своим чередом, невзирая ни на какие заявления».

«Нельзя прекратить то, чего нет, — заявил аналитик компании „Велес-Капитал“ Айрат Халиков. — Австралия не поставляет уран России уже достаточно много лет. У них были политические протесты в парламенте: австралийцы почему-то были уверены, что Россия будет продавать уран Индии, а индийцы, в свою очередь, будут делать из него ядерное оружие. Австралийцы очень сильно выступают против того, чтобы в районе Индийского и юга Тихого океана появилась новая крупная ядерная держава. Протест был связан именно с этим, и причина была в этом. Эта тема длится уже не один год. Отсутствие поставок урана из Австралии никак не отразилось на российском рынке. Россия — чистый экспортёр урана, она производит его в количестве, значительно превышающем её внутренние потребности. Российские обогатители топлива поставляют его как на российские АЭС, так и на атомные станции, которые были построены в рамках советских технологий».