Армия обороны Нагорно-Карабахской Республики 22 ноября сообщила, что в ходе спецоперации эвакуировала тело одного и останки двух других членов экипажа сбитого 12 ноября армянского вертолета, а также некоторые части Ми-24. В ходе операции, согласно сообщению, азербайджанская сторона понесла потери (двое военнослужащих).

До этого Азербайджан, по сути, на самом высоком уровне отказал международным организациям в открытии гуманитарного коридора к месту происшествия или, по крайней мере, в эвакуации тел и передаче их армянской стороне. При этом официальный Баку так и не представил каких-либо внятных обоснований отказа выполнять установленные международными конвенциями обязательства, одновременно демонстративно пренебрегая принципами гуманизма. По некоторым неофициальным комментариям с азербайджанской стороны можно было судить, что Баку намерен обменять тела членов экипажа армянского вертолета на арестованных в Нагорном Карабахе азербайджанских диверсантов. Вот какой «гуманитарный» контекст сформировался вокруг карабахского конфликта, где с каждой последующей вспышкой международные гуманитарные нормы и просто нормы человеческого сосуществования сталкиваются с дефицитом здравомыслия.

В последовавших за крушением армянского вертолета событиях произошло одно мероприятие наилучшим образом демонстрирует, насколько могут расходиться слова с делами и насколько цинично могут эксплуатироваться идеи гуманизма. В Баку 17-18 ноября состоялась международная конференция «Укрепление религиозной толерантности: азербайджанская модель, вызовы в регионе ОБСЕ и за его пределами», ключевым эпизодом которой стало послание, озвученное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым на встрече с участниками мероприятия.

После теплых протокольных слов Алиев отметил: «Безопасность, развитие, процветание Кавказа — наша общая забота… Наши традиции основаны на добре, на мире, на братстве. Ислам — это религия мира… Взаимное уважение, международное право, справедливость, духовные ценности — это основа для того, чтобы мир развивался в позитивном направлении. А мы, к сожалению, видим обратное. Но общими усилиями на Кавказе мы будем укреплять безопасность, сотрудничество, развитие».

Выходит, что Алиев, строит мир, при каждом удобном случае угрожая войной; заботится о безопасности посредством все новых и новых провокаций на линии соприкосновения; проповедует добро, каждодневно распространяя ксенофобию; воспитывает у подрастающего поколения братский дух, героизируя своим указом убийцу, зарубившего топором коллегу.

Оставив под огнем тела членов экипажа сбитого вертолета и не подпуская к месту инцидента даже представителей гуманитарных организаций, фактически, «защищает», тем самым, исламские традиции, согласно которым, тело покойного должно быть предано земле максимум в течение трех дней. Этот ряд можно продолжать бесконечно. Очевидно, что выступление Ильхама Алиева на встрече с религиозными деятелями не имеет никакого отношения к его практическим действиям, не укладывающимся не только в контекст каких-либо религиозных заповедей, но и в рамки международных гуманитарных норм.

Очевидно, что проблема не в религии, в частности, исламе. О мирном исламе и формуле мирного сосуществования с мусульманами армяне, конечно, знают не понаслышке. Армяне и представители других конфессий жили бок о бок с мусульманами со времен пророка Мухаммеда, да и сегодня живут. Вот только руководитель Азербайджана Ильхам Алиев и его предшественники на этом посту послание мусульманских пророков понимают неверно. В противном случае Ильхам Алиев не отверг бы требования, исходящие из заветов всех Святых книг и норм международного права, — разрешить вынос тел погибших из зоны катастрофы. Особый же цинизм в том, что он в тот же день заявляет буквально следующее: «Даже в условиях войны нельзя нарушать человеческие, религиозные нормы».

Ереванское бюро ИА REGNUM