В Молдавии проходят выборы без выбора. Кого выбирать? Не случилось в Кишиневе своих Де Голлей, серенькая политплощадка. С одной стороны — уже поднадоевшие ребята с шустрыми повадками, которым место на овощебазе, но они «решают» за интеграцию с Европой. Они, вроде как, приватизировали это направление, каналы контактов. Плотно обложили своими людьми региональную инфраструктуру, силовиков, юстицию, медийку. Когда они дотянут уровень жизни в Молдове до уровня хотя бы Румынии? Это как из анекдота, помните, жене предложил врач полечить мужу косоглазие — «положите ему яйцо между глаз, пускай он на него посмотрит». В итоге доктору через неделю приходит письмо. «Муж умер. Яйцо дотянули только до пупа.» Можно ещё поиграть в слова. Эти три партии уже до выборов можно было объединить, в блок. Назвать его «Партии проевропейского пула». По сути верно. С переводом с молдавского тире румынского на русский я бы не спешил. А то получится, что люди очень быстро узнают правду относительно беспокойства политиков за судьбу населения (молд. «пула» — нецензурное обозначение мужского полового органа — прим. ИА REGNUM).

Реальность, естественно, куда печальнее анекдотов.

Но ещё печальнее — отсутствие альтернативы. Додон — совершенно невнятный пухлый господин, которого российские чиновники, отвечающие за этот регион, снабдили всевозможными лозунгами, обернули в пророссийские одежды. Он за федерализацию Молдовы, эта концепция удовлетворяет бюрократию в Москве. Ну, это кандидат определенной группы российских чиновников, даже не всех, а просто какой-то одной группировки, необязательно умной. Политический продукт. Вроде как всё подобрано — молдаванин, то есть абориген, не из олигархов, не из бандитов. В общем, парень неплохой… Понятны приоритеты этой группы чиновников. Им нужно отчитаться за «влияние в странах СНГ». Выходит так, что подбираются люди, похожи даже внешне. Ну, победил бы Додон, можно было представить себе итог. Это как, например, Приднестровье такое, только покрупней, размером с Молдову. Шевчук Евгений — ну, он, думаю, попровинциальней Додона в миллион раз, но всё равно, из той же серии… В итоге получается такая себе вся из себя «пророссийская Молдова», руководство которой озабочено одной проблемой — как понравиться Дмитрию Олеговичу Рогозину, и выпросить денег. Потому что развивать самим ничего не хочется, и не интересно. Слишком сложно. Бороться с коррупцией — необязательно. Привлекать инвесторов — тоже. Вот просить денег у богатой нефтью России — это продуктивно. И газ чтобы на шару, как Приднестровье. А то чего, им — можно, а Додону — нельзя? В конце концов, если Додон не справится с ублажением российской элиты, в итоге можно поменять его на уже имеющего некоторые навыки в этом вопросе Шевчука, объединить Молдову, и попросить Шевчука просить за всю Молдову. Его уже не первый год знают, возможно, стали таки доверять, и будут под него давать. И деньги, и газ, и всё остальное.

Вы спросите — «а как же уровень жизни?»

А уровень жизни вам никто и не обещал. Обещали пророссийскую Молдову. Газ подешевле. Хождение строем. Политическое однообразие. В общем, чтобы было как в Приднестровье. Кто не в курсе — ну, пусть сгоняет на экскурсию в Тирасполь. В комплекте к лозунгам, разумеется, будет прилагаться всё проблемное поле — цензура в Интернете, тотальный бардак, грязь по колено, в тюрьмах ад, больницы без врачей, и школы, которые строят ради галочки российские НПО, в которых некому будет учиться, так как люди уехали.

Быть может я бы проголосовал за партию Воронина. Конечно, это не коммунист никакой. Это такая партия консерватизма. Понемножку «и нашим, и вашим». Нечто вроде Игоря Смирнова, но, опять же, менее провинциальней, чем было у Смирнова в Тирасполе. Воронина кем угодно можно называть, но шестёркой российских или европейских «продвиженцев не пойми чего» его вряд ли можно назвать. Одно печально — при нём коррупции было предостаточно. Такое себе воеводство. Самого Воронина славили как царя, пели в храмах ему «Боже, Царя Храни!». Теперь не поют. Глядя на остальных, быть может Воронин — и не самое печальное зрелище…

В общем, если б от каждого, да понемножку…

А так — выбирать некого.

Забыл пару слов по поводу Усатого. Партию которого отстранили… А это вообще не понятно что было… Человек имел реальные тёрки с реальными банкирами, которые сейчас где-то в Великобритании прячутся, в общем, мир реальных таких ребят из девяностых. Я думал такое только в российских телесериалах осталось… Однако, нет. Нашелся кто-то умный, и решил, что парень подобного типа в Молдове вызовет восхищение и уважение. Ну, вроде как в СНГ целое поколение ж выросло на фильме «Бригада»… И возник Усатый. Надолго ли…

Сказать, что граждане Молдовы на этих выборах «голосуют за своё будущее» — это сильно слукавить. Как-то так. Перед ними куклы. А манипуляторам этих кукол до будущего граждан нет ровно никакого дела, они другими вещами занимаются. Так что печаль безгранична. Вот и Лорченков оттуда уехал…

Роман Коноплев — главный редактор РИА «Днестр».